Номер 2.264, страница 214 - гдз по алгебре 10 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 2. Корень n-й степени из числа. Параграф 17. Иррациональные уравнения - номер 2.264, страница 214.
№2.264 (с. 214)
Условие. №2.264 (с. 214)
скриншот условия
2.264*. Решите уравнение $(x - 3)(x - 2) - 4\sqrt{x^2 - 5x + 1} = 10$.
Решение. №2.264 (с. 214)
Решение 2. №2.264 (с. 214)
Для решения уравнения $(x-3)(x-2) - 4\sqrt{x^2-5x+1} = 10$ выполним следующие шаги.
1. Раскроем скобки в левой части уравнения:
$(x-3)(x-2) = x^2 - 2x - 3x + 6 = x^2 - 5x + 6$.
Подставим это выражение обратно в уравнение:
$(x^2 - 5x + 6) - 4\sqrt{x^2-5x+1} = 10$.
2. Заметим, что выражение в скобках и подкоренное выражение имеют общую часть. Преобразуем уравнение, чтобы сделать замену переменной очевидной:
$x^2 - 5x + 6 = (x^2 - 5x + 1) + 5$.
Уравнение принимает вид:
$(x^2 - 5x + 1) + 5 - 4\sqrt{x^2-5x+1} = 10$.
3. Введем замену. Пусть $t = \sqrt{x^2-5x+1}$. По определению арифметического квадратного корня, должно выполняться условие $t \ge 0$. Также, подкоренное выражение должно быть неотрицательным: $x^2-5x+1 \ge 0$.
С учетом замены, $t^2 = x^2-5x+1$. Уравнение сводится к квадратному относительно $t$:
$t^2 + 5 - 4t = 10$
$t^2 - 4t - 5 = 0$.
4. Решим полученное квадратное уравнение. По теореме Виета, сумма корней равна $4$, а их произведение равно $-5$. Корни уравнения:
$t_1 = 5$, $t_2 = -1$.
5. Проверим корни с учетом условия $t \ge 0$. Корень $t_1 = 5$ подходит. Корень $t_2 = -1$ является посторонним, так как $t$ не может быть отрицательным.
Таким образом, единственное решение для $t$ это $t=5$.
6. Выполним обратную замену:
$\sqrt{x^2-5x+1} = 5$.
Возведем обе части уравнения в квадрат:
$x^2-5x+1 = 25$
$x^2-5x-24 = 0$.
7. Решим итоговое квадратное уравнение для $x$ с помощью дискриминанта:
$D = b^2 - 4ac = (-5)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-24) = 25 + 96 = 121 = 11^2$.
Найдем корни:
$x_1 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{5 + 11}{2} = \frac{16}{2} = 8$.
$x_2 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{5 - 11}{2} = \frac{-6}{2} = -3$.
Проверять найденные корни на соответствие области допустимых значений $x^2-5x+1 \ge 0$ не требуется, так как мы решали уравнение $\sqrt{x^2-5x+1} = 5$, из которого следует, что $x^2-5x+1=25$, а $25 \ge 0$. Оба корня являются решениями.
Ответ: -3; 8.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 10 класс, для упражнения номер 2.264 расположенного на странице 214 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.264 (с. 214), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.