Номер 2.266, страница 214 - гдз по алгебре 10 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 2. Корень n-й степени из числа. Параграф 17. Иррациональные уравнения - номер 2.266, страница 214.
№2.266 (с. 214)
Условие. №2.266 (с. 214)
скриншот условия
2.266. Найдите абсциссы точек пересечения графиков функций:
а) $y = \sqrt[6]{5 - 3x}$ и $y = 2$;
б) $y = \sqrt[5]{4x - x^2}$ и $y = -2$.
Решение. №2.266 (с. 214)
Решение 2. №2.266 (с. 214)
а) Чтобы найти абсциссу точки пересечения графиков функций $y = \sqrt[6]{5-3x}$ и $y = 2$, необходимо приравнять выражения для $y$:
$\sqrt[6]{5-3x} = 2$
Так как корень имеет четную степень (6), выражение под корнем не может быть отрицательным. Это задает область допустимых значений для $x$:
$5-3x \ge 0$
$5 \ge 3x$
$x \le \frac{5}{3}$
Теперь решим само уравнение. Для этого возведем обе его части в шестую степень:
$(\sqrt[6]{5-3x})^6 = 2^6$
$5-3x = 64$
Решаем полученное линейное уравнение:
$-3x = 64 - 5$
$-3x = 59$
$x = -\frac{59}{3}$
Проверим, соответствует ли найденный корень области допустимых значений $x \le \frac{5}{3}$.
Поскольку $-\frac{59}{3} \approx -19.67$, а $\frac{5}{3} \approx 1.67$, неравенство $-\frac{59}{3} \le \frac{5}{3}$ выполняется. Следовательно, найденное значение является решением.
Представим ответ в виде смешанного числа, выделив целую часть из неправильной дроби:
$x = -\frac{59}{3} = -19\frac{2}{3}$
Ответ: $-19\frac{2}{3}$.
б) Чтобы найти абсциссы точек пересечения графиков функций $y = \sqrt[5]{4x-x^2}$ и $y = -2$, приравняем их правые части:
$\sqrt[5]{4x-x^2} = -2$
Так как корень имеет нечетную степень (5), подкоренное выражение может быть любым действительным числом, и никаких дополнительных ограничений на $x$ не возникает.
Возведем обе части уравнения в пятую степень:
$(\sqrt[5]{4x-x^2})^5 = (-2)^5$
$4x-x^2 = -32$
Перепишем уравнение в стандартном виде квадратного уравнения $ax^2 + bx + c = 0$:
$-x^2 + 4x + 32 = 0$
Умножим обе части на -1 для удобства:
$x^2 - 4x - 32 = 0$
Решим полученное квадратное уравнение через дискриминант $D = b^2 - 4ac$:
$D = (-4)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-32) = 16 + 128 = 144$
Так как $D > 0$, уравнение имеет два различных действительных корня.
Найдем корни по формуле $x = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}$:
$x_1 = \frac{-(-4) + \sqrt{144}}{2 \cdot 1} = \frac{4 + 12}{2} = \frac{16}{2} = 8$
$x_2 = \frac{-(-4) - \sqrt{144}}{2 \cdot 1} = \frac{4 - 12}{2} = \frac{-8}{2} = -4$
Таким образом, графики функций пересекаются в двух точках с абсциссами 8 и -4.
Ответ: $8; -4$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 10 класс, для упражнения номер 2.266 расположенного на странице 214 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.266 (с. 214), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.