Проверяем себя, страница 41 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Культура речи. Параграф 6. Коммуникативные качества речи - страница 41.

Проверяем себя (с. 41)
Условие. Проверяем себя (с. 41)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 41, Условие

Проверяем себя

1. Назовите основные компоненты культуры речи.

2. Назовите основные нормы русского литературного языка.

3. Перечислите уровни языковой культуры. От чего зависит уровень владения языковой культурой?

4. Какие коммуникативные качества речи вы знаете?

5. Какие виды речевых недочётов вы знаете?

Решение. Проверяем себя (с. 41)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 41, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 41, Решение (продолжение 2)
Решение 2. Проверяем себя (с. 41)

1. Культура речи представляет собой многоаспектное явление и включает в себя три основных компонента:

  • Нормативный компонент — это соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями как «правильные» и общепринятые. Этот компонент отвечает за правильность речи.
  • Коммуникативный компонент — это умение эффективно и целесообразно использовать язык в различных ситуациях общения для достижения поставленных целей. Он предполагает выбор наиболее подходящих слов и конструкций с учётом адресата, темы и условий коммуникации. Этот компонент отвечает за действенность и уместность речи.
  • Этический компонент — это соблюдение правил речевого поведения, принятых в обществе. Он включает в себя вежливость, тактичность, доброжелательность и недопущение оскорблений или грубости в общении.

2. Основные нормы русского литературного языка охватывают все уровни языковой системы:

  • Орфоэпические нормы — правила литературного произношения звуков и их сочетаний (например, коне[шн]о, а не коне[чн]о).
  • Акцентологические нормы — правила постановки ударения в словах (например, звони́т, а не зво́нит).
  • Лексические нормы — правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетаемостью с другими словами (например, одержать победу, но потерпеть поражение).
  • Фразеологические нормы — правила употребления устойчивых сочетаний (фразеологизмов), например, играть роль, а не играть значение.
  • Словообразовательные нормы — правила образования новых слов по существующим в языке моделям (например, вдохновитель, а не вдохновлятель).
  • Морфологические нормы — правила образования грамматических форм слов разных частей речи (например, правильно говорить нет чулок и носков, инженеры, а не инженера).
  • Синтаксические нормы — правила построения словосочетаний и предложений (например, управление: скучаю по вас, а не по вам; согласно приказу, а не согласно приказа).
  • Стилистические нормы — правила выбора языковых средств в зависимости от ситуации общения и стиля речи (научного, официально-делового, публицистического, разговорного).
  • Орфографические и пунктуационные нормы — правила написания слов и использования знаков препинания на письме.

3. Выделяют несколько уровней (или типов) языковой культуры, которые отражают степень владения человеком нормами языка и умение им пользоваться.

Основные уровни:

  • Элитарный — высший уровень, предполагающий не только безупречное владение всеми нормами языка, но и творческое, виртуозное его использование. Речь носителя этого типа отличается богатством, выразительностью и индивидуальностью.
  • Среднелитературный — уровень, характерный для большинства образованных носителей языка. Они соблюдают основные нормы, но могут допускать отдельные, незначительные ошибки. Их речь правильна, но не всегда отличается богатством и выразительностью.
  • Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный — на этом уровне в речи смешиваются литературные и разговорные, а иногда и просторечные элементы. Владение нормами неполное, речь часто упрощена.
  • Просторечие и жаргоны — низший уровень, характеризующийся систематическим нарушением норм литературного языка, активным использованием просторечных слов, жаргонизмов и вульгаризмов.

Уровень владения языковой культурой зависит от множества факторов:

  • Образование человека: уровень и качество полученных знаний.
  • Семья и социальное окружение: речевая среда, в которой человек растёт и живёт.
  • Круг чтения: количество и качество прочитанной литературы.
  • Профессия: некоторые виды деятельности предъявляют повышенные требования к речи.
  • Общая культура личности: широкий кругозор и развитый интеллект.
  • Личное стремление: желание и готовность человека совершенствовать свою речь.

4. Коммуникативные качества речи — это свойства, которые делают речь эффективной и «хорошей». К основным из них относятся:

  • Правильность — соответствие речи действующим языковым нормам.
  • Точность — соответствие слов обозначаемым предметам и явлениям действительности, умение ясно мыслить и находить для этого адекватные языковые средства.
  • Логичность — последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей.
  • Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов).
  • Богатство (разнообразие) — использование широкого спектра языковых средств (синонимов, различных синтаксических конструкций), отсутствие неоправданных повторов.
  • Выразительность — способность речи воздействовать на эмоции и воображение слушателя, поддерживать его внимание и интерес.
  • Уместность — соответствие речи целям и условиям общения, учёт особенностей аудитории.
  • Ясность — доступность и понятность речи для адресата.

5. Речевые недочёты (ошибки) — это любые отклонения от литературной нормы. Их можно классифицировать в соответствии с нарушенными нормами:

  • Орфоэпические и акцентологические ошибки — неправильное произношение звуков ([тэ]рмин вместо [те]рмин) и неверная постановка ударения (докуме́нт вместо докуме́нт).
  • Лексические ошибки — употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости (дешёвые цены вместо низкие цены), смешение паронимов (одеть/надеть), плеоназм (памятный сувенир), тавтология (спросить вопрос).
  • Фразеологические ошибки — искажение состава или значения фразеологизма (попасть впросак вместо попасть впросак).
  • Морфологические ошибки — неправильное образование форм слов (ихний вместо их, более красивее вместо более красивый).
  • Синтаксические ошибки — неправильное построение словосочетаний и предложений, ошибки в согласовании и управлении (оплатить за проезд вместо оплатить проезд).
  • Стилистические ошибки — неуместное использование слов или конструкций, принадлежащих к другому стилю речи (например, использование канцеляризмов в бытовом разговоре).
  • Логические ошибки — нарушение последовательности изложения, внутренние противоречия в высказывании.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 41 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 41), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.