Номер 65, страница 44 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Функциональные стили речи. Параграф 7. Функциональные стили и их признаки - номер 65, страница 44.

№65 (с. 44)
Условие. №65 (с. 44)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 44, номер 65, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 44, номер 65, Условие (продолжение 2)

65. Прочитайте. Составьте конспект текста и подготовьте учебное сообщение на тему «Роль грамматических форм в формировании стилей».

Одна и та же языковая единица, например глагольная форма настоящего времени, в разных функциональных стилях приобретает различное функционально-стилистическое значение. Например: Эта равнина лежит восточнее склонов Уральских гор. В научной речи форма лежит означает ‘расположена, вообще находится’. Нельзя отнести это время ни к настоящему, ни к прошлому, ни к будущему. Это вневременное, абстрактное значение, характерное для научных текстов. Такое же значение находим и в предложении: Эта схема составляется следующим образом. Составляется означает ‘схему составляют, она составляется вообще, обычно, всегда таким образом’. Такое же вневременное, абстрактное значение.

Официально-деловой стиль изменяет значение формы настоящего времени: Капитальный ремонт лежит на нанимателе. Такая фраза может встретиться в постановлении, инструкции. Здесь форма лежит означает ‘предписано, установлено, чтобы ремонтом занимался наниматель’. Форма настоящего времени имеет значение долженствования. Законы составляются высшим законодательным органом. И здесь то же значение долженствования. Составляются значит ‘установлено, чтобы они составлялись, это обязанность законодательного органа’.

В публицистической речи эта же глагольная форма наполняется новым содержанием: Сегодня открывается сессия парламента. Депутатам предстоит обсудить проект закона о частном предпринимательстве. Составляется новое, более совершенное законодательство. Здесь составляется имеет значение ‘составляется сейчас, в данный момент, в настоящее время’. Это настоящее актуальное, или настоящее момента речи, т. е. время действия совпадает с моментом речи. И оно используется обычно в репортажах с места событий.

Другой аспект настоящего времени, другое его значение, не известное ни научному, ни деловому стилю, проявляется в художественной речи: Давеча задремал в канаве, слышу — идут... Думаю, значит, часть идёт (А. Н. Толстой). Это настоящее историческое время. Речь идёт о событиях недавнего прошлого (давеча задремал), но рассказывается о них так, как будто они происходят сейчас, в момент рассказа. Такое настоящее позволяет приблизить события прошлого, лучше их представить, изобразить. Поэтому его называют также настоящим изобразительным.

Все эти формы показывают, какое сильное действие оказывает функция стиля на языковые единицы. Одна и та же грамматическая форма, в данном случае настоящее время глагола, в каждом функциональном стиле меняет своё значение, поворачиваясь разными своими гранями, и таким образом участвует в создании того или иного стиля. Так происходит формирование функционального стиля (по Г. Солганику).

Решение. №65 (с. 44)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 44, номер 65, Решение
Решение 2. №65 (с. 44)
Конспект текста

Основной тезис: Одна и та же грамматическая форма (в тексте рассматривается форма настоящего времени глагола) в разных функциональных стилях языка приобретает различные значения и выполняет разные функции, тем самым участвуя в формировании этих стилей.

  • 1. Научный стиль:

    Значение: вневременное, абстрактное. Форма настоящего времени обозначает не действие в момент речи, а постоянное свойство, закон, регулярно повторяющееся действие.

    Примеры: «Эта равнина лежит восточнее...» (означает 'вообще расположена'); «Эта схема составляется...» (означает 'составляется всегда, обычно').

  • 2. Официально-деловой стиль:

    Значение: долженствования, предписания. Форма настоящего времени указывает на то, что установлено, предписано к исполнению.

    Примеры: «Капитальный ремонт лежит на нанимателе» (означает 'является обязанностью нанимателя'); «Законы составляются...» (означает 'установлено, что это обязанность данного органа').

  • 3. Публицистический стиль:

    Значение: настоящее актуальное. Форма настоящего времени обозначает действие, которое происходит в момент речи или совпадает с ним. Характерно для репортажей.

    Примеры: «Сегодня открывается сессия парламента»; «Составляется новое... законодательство» (означает 'создается в данный момент').

  • 4. Художественный стиль:

    Значение: настоящее историческое (или изобразительное). Форма настоящего времени используется для описания событий прошлого так, как будто они происходят сейчас.

    Цель: приблизить события к читателю, сделать их более наглядными, живыми и выразительными.

    Пример: «Давеча задремал в канаве, слышу — идут...».

Вывод: Функциональный стиль активно влияет на языковые единицы. Одна и та же грамматическая форма, меняя свое значение в зависимости от стиля, становится средством его создания и выразительности.

Учебное сообщение на тему «Роль грамматических форм в формировании стилей»

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего сообщения — «Роль грамматических форм в формировании стилей». Мы привыкли думать, что грамматика — это набор строгих правил, но на самом деле она является мощным стилистическим инструментом. Одна и та же грамматическая форма может приобретать совершенно разные значения и функции в зависимости от того, в каком речевом стиле она используется. Рассмотрим это на примере формы настоящего времени глагола.

В научном стиле настоящее время чаще всего имеет вневременной, или абстрактный, характер. Оно описывает законы природы, постоянные свойства предметов, аксиомы. Например, во фразе «Эта равнина лежит восточнее склонов Уральских гор» глагол лежит не означает, что равнина делает это прямо сейчас, а указывает на ее постоянное географическое положение. Такое использование глагольных форм помогает создать тон объективности, обобщенности и безличности, что и требуется для научных текстов.

В официально-деловом стиле та же форма настоящего времени приобретает значение предписания или долженствования. Когда в документе сказано «Капитальный ремонт лежит на нанимателе», это означает, что наниматель обязан его выполнить. Это не констатация факта, а установленная норма. Глаголы в настоящем времени в законах и инструкциях («законы составляются», «гражданин обязуется») придают тексту предписывающий, категоричный характер, не допускающий иных толкований.

Совершенно иную роль играет настоящее время в публицистическом стиле, особенно в жанре репортажа. Здесь оно используется в своем прямом, актуальном значении — для описания событий, происходящих в момент речи. Сообщение «Сегодня открывается сессия парламента» создает у читателя или зрителя эффект присутствия, подчеркивает актуальность и динамичность происходящего, вовлекает его в событие.

Наконец, в художественной речи мы сталкиваемся с так называемым «настоящим историческим». Автор использует глаголы в настоящем времени для описания событий прошлого, как в примере из текста А. Н. Толстого: «Давеча задремал в канаве, слышу — идут...». Хотя действие относится к прошлому, глаголы «слышу» и «идут» переносят нас в тот самый момент, заставляя пережить его вместе с рассказчиком. Этот прием делает повествование более живым, наглядным и эмоционально насыщенным.

Итак, на примере всего одной грамматической формы мы увидели, насколько гибкой может быть языковая система. В зависимости от целей и задач коммуникации, форма настоящего времени может обозначать вечную истину, строгое предписание, сиюминутное действие или яркую картину из прошлого. Это доказывает, что грамматические формы являются не просто элементами структуры предложения, но и важнейшим средством создания стилистического своеобразия текстов. Именно так, через многообразие функций языковых единиц, и формируются функциональные стили речи.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 65 расположенного на странице 44 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №65 (с. 44), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.