Номер 70, страница 48 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Жанры речи: дискуссия. Параграф 8. Диалогические жанры речи - номер 70, страница 48.
№70 (с. 48)
Условие. №70 (с. 48)
скриншот условия
70. 1. Прочитайте. Попробуйте смоделировать «дискуссию о дискуссии», выступив от имени её участников — великих древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля.
Более двух с половиной тысяч лет существует сократическая беседа. Своим названием она обязана древнегреческому философу Сократу, который никогда не давал готовых ответов своим ученикам. Вопросами и возражениями он старался навести оппонента на правильное решение, утверждая, что продуманные вопросы помогают логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность. Основная цель сократической беседы — рождение истины на глазах собеседника. Сократ был готов отказаться от своей точки зрения, если его собеседник представит достаточно веские аргументы против неё.
Ученик Сократа Платон считал целью диалога нахождение знания, имеющего всеобщее значение. Его диалог исключает грубость, личные недоразумения и завершается, как правило, благополучным итогом — совместным достижением истины. Диалог Платона связан с нравственной ответственностью говорящего за использование возможностей риторики.
В свою очередь Аристотель создал классификацию споров. Считается, что эта классификация актуальна и сегодня. Философ обратил, в частности, особое внимание на цели спора, среди которых им выделены: поиски истины (средством достижения этой цели выступают точные, непротиворечивые доказательства, умозаключения), убеждение противника (средства достижения цели — вероятностные умозаключения) и победа любой ценой (здесь средством выступают умышленно неправильные умозаключения). Самой достойной целью Аристотель считал спор с целью поиска истины (по курсу лекций «Риторика»).
2. К какому из видов спора (по Аристотелю) можно отнести дискуссию? Какие идеи древнегреческих философов актуальны для проведения дискуссии и сегодня? Сформулируйте и запишите их.
Решение. №70 (с. 48)
Решение 2. №70 (с. 48)
1.
Сократ: Друзья мои, давайте поразмыслим вот о чем: для чего мы собираемся вместе и ведем наши речи? Что есть истинная цель беседы, в которой один задает вопросы, а другой отвечает, и так, шаг за шагом, мы приближаемся к сути вещей?
Платон: О, мудрый Сократ, ты, как всегда, указываешь на самое важное. Для меня беседа — это совместный путь к познанию вечных идей, к тому знанию, что имеет всеобщее значение и очищает душу. В ней нет места грубости или желанию унизить собеседника, ибо это не состязание тщеславия, а благородное усилие, стремящееся к истине. Наша цель – не личная победа, а общее благо, рожденное в гармоничном диалоге, где каждый несет ответственность за свои слова.
Аристотель: Учитель Платон, позволь мне внести ясность и систематизировать сказанное. То, о чем вы говорите, — это лишь один из видов спора, и, несомненно, самый достойный. Я бы назвал его спором ради поиска истины. В нем мы опираемся на точные доказательства и непротиворечивые умозаключения. Однако не следует забывать, что существуют и другие цели: некоторые спорят, лишь чтобы убедить оппонента, используя вероятностные суждения, а иные — и это худший из путей — стремятся к победе любой ценой, прибегая к уловкам и ложным выводам. Таким образом, наша идеальная дискуссия, о которой говорит Сократ и которую облагораживает Платон, — это высшая и наиболее ценная форма спора, направленная исключительно на постижение истины.
2.
Согласно классификации Аристотеля, дискуссию можно отнести к самому достойному виду спора — спору с целью поиска истины. Средствами достижения цели в таком споре выступают точные, непротиворечивые доказательства и умозаключения, а его основной задачей является совместное достижение истинного знания, а не убеждение оппонента или победа над ним.
Следующие идеи древнегреческих философов остаются актуальными для проведения дискуссии и сегодня:
Идеи Сократа:
• Ценность правильно поставленных вопросов, которые стимулируют критическое мышление и помогают собеседнику самому прийти к выводу («сократический метод»).
• Готовность отказаться от своей точки зрения, если собеседник предоставит достаточно веские и логичные аргументы против неё.
• Цель дискуссии — совместное «рождение истины», а не победа одного участника над другим.
Идеи Платона:
• Необходимость ведения уважительного и этичного диалога, исключающего грубость, личные нападки и недоразумения.
• Нацеленность на достижение общего блага и знания, имеющего всеобщее значение, а не на отстаивание частного мнения.
• Нравственная ответственность говорящего за свои слова и использование риторических приемов.
Идеи Аристотеля:
• Важность осознания цели дискуссии. Участники должны понимать, стремятся ли они к истине, простому убеждению или к победе ради победы.
• Опора на логику и доказательства. Для продуктивной дискуссии необходимо использовать точные и непротиворечивые аргументы.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 70 расположенного на странице 48 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №70 (с. 48), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.