Проверяем себя, страница 56 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Жанры речи: дискуссия. Параграф 8. Диалогические жанры речи - страница 56.
Проверяем себя (с. 56)
Условие. Проверяем себя (с. 56)
скриншот условия
Проверяем себя
1. Какие жанры диалогической речи вы знаете? Назовите их отличительные черты.
2. Как обычно формулируются темы для дискуссии?
3. Какие основные советы по культуре дискуссии вы могли бы дать спорящим?
Решение. Проверяем себя (с. 56)
Решение 2. Проверяем себя (с. 56)
Диалогическая речь существует в различных жанрах, которые различаются по цели, ситуации общения и степени официальности. Основные из них:
- Беседа — это наиболее свободная форма диалога, представляющая собой обмен мнениями или информацией в неофициальной, непринужденной обстановке. Отличительные черты: спонтанность, ситуативность (привязанность к конкретной ситуации), эмоциональность, важная роль невербальных средств общения (мимики, жестов), использование разговорной лексики. Цель — общение, поддержание контакта.
- Спор — это столкновение противоположных мнений, в ходе которого каждая из сторон активно отстаивает свою точку зрения. Отличительные черты: эмоциональная напряженность, стремление доказать свою правоту и опровергнуть мнение оппонента. Цель спора — победа, а не нахождение истины.
- Дискуссия — это публичное, аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса с целью сопоставления разных точек зрения и нахождения общего решения или истины. Отличительные черты: более официальный и организованный характер, чем у спора; наличие ведущего и регламента; опора на факты и логику, а не на эмоции; конструктивная направленность.
- Диспут — как правило, это заранее подготовленный научный или публицистический спор. Отличительные черты: участниками часто являются специалисты в обсуждаемой области, тема носит научный или общественно-значимый характер. Цель — прояснить позиции и проверить истинность тех или иных утверждений.
- Полемика — это острый, принципиальный спор, как правило, на научные, политические или литературные темы. Отличительные черты: конфронтационный, непримиримый характер; цель — не просто отстоять свою точку зрения, но и разгромить позицию противника. Часто ведется в письменной форме (в статьях, рецензиях).
- Интервью — это целенаправленная беседа, в которой один участник (интервьюер) задает вопросы, а другой (интервьюируемый) на них отвечает. Отличительные черты: четкое распределение ролей, заранее определенная тема, цель — получение информации от компетентного лица.
Темы для дискуссии формулируются таким образом, чтобы стимулировать обсуждение и обеспечить его продуктивность. Существуют несколько общих принципов:
- Проблемность и актуальность. Тема должна отражать реальную, нерешенную проблему, которая волнует потенциальных участников и является значимой для них в данный момент.
- Спорный характер. Формулировка не должна быть очевидной или общепринятой истиной. Она должна предполагать существование как минимум двух разных, обоснованных точек зрения. Например, тема «Волга впадает в Каспийское море» не является дискуссионной, а тема «Нужно ли ужесточать экологические требования к промышленным предприятиям на Волге?» — является.
- Конкретность и ясность. Тема должна быть сформулирована четко и однозначно, чтобы все участники понимали ее одинаково. Следует избегать слишком широких («Проблемы образования») или двусмысленных формулировок.
Чаще всего темы для дискуссий формулируются в следующих формах:
- В виде вопроса, на который нет однозначного ответа. Часто используются вопросительные конструкции «Стоит ли...?», «Нужно ли...?», «Что важнее: ... или ...?», «Как достичь...?». Пример: «Эффективна ли современная система школьных экзаменов?».
- В виде проблемного утверждения (тезиса), которое можно как поддержать, так и оспорить. Пример: «Социальные сети делают людей более одинокими».
- В виде цитаты известного человека, содержащей спорную мысль, которую предлагается обсудить. Пример: «Ф. М. Достоевский утверждал: «Красота спасет мир». Согласны ли вы с этим?».
Культура ведения дискуссии — ключ к ее успеху. Спорящим можно дать следующие основные советы:
- Уважайте своего оппонента. Внимательно слушайте его, не перебивайте. Обращайтесь к собеседнику вежливо, даже если вы категорически не согласны с его точкой зрения.
- Критикуйте аргументы, а не личность. Обсуждайте суть сказанного, а не личные качества, мотивы или внешность оппонента. Переход на личности — это признак слабости позиции и низкой культуры спора.
- Аргументируйте свою позицию. Не ограничивайтесь голословными утверждениями вроде «я так считаю» или «это очевидно». Подкрепляйте свои слова фактами, логическими доводами, примерами, ссылками на авторитетные источники.
- Старайтесь не только говорить, но и слушать. Попытайтесь понять логику вашего оппонента, ход его мыслей. Это поможет либо найти ошибку в его рассуждениях, либо лучше понять его позицию и, возможно, найти точки соприкосновения.
- Сохраняйте спокойствие. Эмоции — плохой советчик в споре. Повышенный тон, раздражительность или агрессия мешают конструктивному диалогу и подрывают доверие к вашим словам.
- Будьте точны в формулировках. Используйте термины однозначно, избегайте расплывчатых выражений и необоснованных обобщений. Это поможет избежать недопонимания.
- Будьте готовы признать свою неправоту. Цель культурной дискуссии — приблизиться к истине, а не победить любой ценой. Если аргументы оппонента оказались убедительнее, имейте мужество это признать.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 56 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 56), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.