Номер 17, страница 73 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 3. Логарифмическая функция. Параграф 9. Логарифмические уравнения - номер 17, страница 73.
№17 (с. 73)
Условие. №17 (с. 73)
скриншот условия
9.17. Найдите абсциссы точек пересечения графиков функций:
a) $f(x) = \log_2 x$ и $g(x) = 5 - \log_2 (x + 4);$
б) $f(x) = \log_3 (2x - 1)$ и $g(x) = 2 - \log_3 (x + 1);$
в) $f(x) = \log_{0,6} (4x + 1) - 1$ и $g(x) = \log_{0,6} (8x).$
Решение. №17 (с. 73)
Решение 2. №17 (с. 73)
Чтобы найти абсциссы точек пересечения графиков функций, необходимо приравнять выражения для $f(x)$ и $g(x)$ и решить полученное уравнение.
а) $f(x) = \log_2 x$ и $g(x) = 5 - \log_2 (x+4)$
Составим и решим уравнение $f(x) = g(x)$:
$\log_2 x = 5 - \log_2 (x+4)$
Область допустимых значений (ОДЗ) определяется условиями:
$\begin{cases} x > 0 \\ x+4 > 0 \end{cases} \Rightarrow \begin{cases} x > 0 \\ x > -4 \end{cases}$
Следовательно, ОДЗ: $x > 0$.
Перенесем логарифм в левую часть и воспользуемся свойством суммы логарифмов $\log_a b + \log_a c = \log_a(bc)$:
$\log_2 x + \log_2 (x+4) = 5$
$\log_2 (x(x+4)) = 5$
По определению логарифма:
$x(x+4) = 2^5$
$x^2 + 4x = 32$
$x^2 + 4x - 32 = 0$
Решим квадратное уравнение. По теореме Виета, сумма корней равна $-4$, а их произведение равно $-32$. Корни: $x_1 = 4$ и $x_2 = -8$.
Проверим найденные корни на принадлежность ОДЗ ($x > 0$):
- $x_1 = 4$ — удовлетворяет условию $x > 0$.
- $x_2 = -8$ — не удовлетворяет условию $x > 0$, является посторонним корнем.
Ответ: 4.
б) $f(x) = \log_3 (2x-1)$ и $g(x) = 2 - \log_3 (x+1)$
Составим и решим уравнение $f(x) = g(x)$:
$\log_3 (2x-1) = 2 - \log_3 (x+1)$
Найдем ОДЗ:
$\begin{cases} 2x-1 > 0 \\ x+1 > 0 \end{cases} \Rightarrow \begin{cases} x > \frac{1}{2} \\ x > -1 \end{cases}$
Следовательно, ОДЗ: $x > \frac{1}{2}$.
Решаем уравнение:
$\log_3 (2x-1) + \log_3 (x+1) = 2$
$\log_3 ((2x-1)(x+1)) = 2$
По определению логарифма:
$(2x-1)(x+1) = 3^2$
$2x^2 + 2x - x - 1 = 9$
$2x^2 + x - 10 = 0$
Решим квадратное уравнение через дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = 1^2 - 4 \cdot 2 \cdot (-10) = 1 + 80 = 81$
$x_{1,2} = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a} = \frac{-1 \pm \sqrt{81}}{2 \cdot 2} = \frac{-1 \pm 9}{4}$
$x_1 = \frac{-1+9}{4} = \frac{8}{4} = 2$
$x_2 = \frac{-1-9}{4} = \frac{-10}{4} = -\frac{5}{2}$
Проверим корни на принадлежность ОДЗ ($x > \frac{1}{2}$):
- $x_1 = 2$ — удовлетворяет условию.
- $x_2 = -\frac{5}{2}$ — не удовлетворяет условию.
Ответ: 2.
в) $f(x) = \log_{0.6} (4x+1) - 1$ и $g(x) = \log_{0.6} (8x)$
Составим и решим уравнение $f(x) = g(x)$:
$\log_{0.6} (4x+1) - 1 = \log_{0.6} (8x)$
Найдем ОДЗ:
$\begin{cases} 4x+1 > 0 \\ 8x > 0 \end{cases} \Rightarrow \begin{cases} x > -\frac{1}{4} \\ x > 0 \end{cases}$
Следовательно, ОДЗ: $x > 0$.
Преобразуем уравнение, используя свойство разности логарифмов $\log_a b - \log_a c = \log_a(\frac{b}{c})$:
$\log_{0.6} (4x+1) - \log_{0.6} (8x) = 1$
$\log_{0.6} \left(\frac{4x+1}{8x}\right) = 1$
По определению логарифма:
$\frac{4x+1}{8x} = 0.6^1$
$\frac{4x+1}{8x} = \frac{3}{5}$
Решим уравнение, используя основное свойство пропорции:
$5(4x+1) = 3(8x)$
$20x + 5 = 24x$
$24x - 20x = 5$
$4x = 5$
$x = \frac{5}{4}$
Корень $x = \frac{5}{4}$ удовлетворяет ОДЗ ($x > 0$).
Представим ответ в виде смешанного числа, выделив целую часть:
$x = 1\frac{1}{4}$
Ответ: $1\frac{1}{4}$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 17 расположенного на странице 73 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №17 (с. 73), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.