Номер 2, страница 255 - гдз по химии 11 класс учебник Мычко, Прохоревич
Авторы: Мычко Д. И., Прохоревич К. Н., Борушко И. И.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: зелёный с колбами
ISBN: 978-985-599-297-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава VII. Металлы. Параграф 46. Щелочные металлы - номер 2, страница 255.
№2 (с. 255)
Условия. №2 (с. 255)
скриншот условия
2. Как доказать, что при взаимодействии натрия с водой образуется щёлочь?
Решение. №2 (с. 255)
Решение 2. №2 (с. 255)
Чтобы доказать, что при взаимодействии натрия с водой образуется щёлочь, необходимо провести качественную реакцию на щелочную среду, используя кислотно-основные индикаторы.
Решение
1. Теоретическое обоснование
Взаимодействие щелочного металла натрия ($Na$) с водой ($H_2O$) — это окислительно-восстановительная реакция замещения. Натрий, как более активный металл, вытесняет водород из воды, образуя гидроксид натрия ($NaOH$) и газообразный водород ($H_2$).
Уравнение реакции:
$2Na + 2H_2O \rightarrow 2NaOH + H_2 \uparrow$
Образовавшийся гидроксид натрия ($NaOH$) является сильным, растворимым в воде основанием. Растворимые в воде основания называются щёлочами. Наличие в растворе гидроксид-ионов ($OH^−$) обуславливает щелочную среду.
2. Экспериментальное доказательство
Доказать наличие щёлочи в полученном растворе можно с помощью эксперимента.
Необходимое оборудование и реактивы:
Химический стакан или кристаллизатор с водой;
Металлический натрий ($Na$);
Кислотно-основной индикатор (например, фенолфталеин, лакмус или метилоранж);
Пинцет и фильтровальная бумага.
Порядок проведения опыта:
В стакан с дистиллированной водой добавляют несколько капель раствора фенолфталеина. Раствор остается бесцветным, так как среда нейтральна ($pH \approx 7$).
Небольшой, очищенный от оксидной пленки и осушенный фильтровальной бумагой кусочек натрия осторожно опускают на поверхность воды.
Наблюдения:
Натрий бурно реагирует с водой: он начинает с шипением двигаться по поверхности воды. Выделяющееся тепло плавит натрий, и он превращается в быстро перемещающийся серебристый шарик. Шипение вызвано выделением водорода ($H_2$).
Раствор в стакане практически мгновенно окрашивается в яркий малиновый (или фуксиновый) цвет. Наиболее интенсивное окрашивание наблюдается по траектории движения натриевого шарика.
Вывод:
Малиновое окрашивание фенолфталеина однозначно свидетельствует о наличии в растворе щелочной среды ($pH > 8.2$), которая создается гидроксид-ионами ($OH^−$). Это доказывает, что в результате реакции натрия с водой образовалась щёлочь — гидроксид натрия.
Аналогичный результат можно получить, используя другие индикаторы:
Лакмус окрасит раствор в синий цвет.
Метиловый оранжевый окрасит раствор в желтый цвет.
Ответ: Для доказательства образования щёлочи при взаимодействии натрия с водой необходимо провести эту реакцию в присутствии кислотно-основного индикатора. Например, если в воду предварительно добавить бесцветный раствор фенолфталеина, то после добавления натрия раствор приобретет малиновую окраску. Это изменение цвета является качественной реакцией на щелочную среду, подтверждающей образование щёлочи ($NaOH$).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 255 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №2 (с. 255), авторов: Мычко (Дмитрий Иванович), Прохоревич (Константин Николаевич), Борушко (Ирина Ивановна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.