Номер 35.1, страница 245 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Повторение изученного в 11-м классе. Параграф 35. Синтаксис и пунктуация: повторение изученного - номер 35.1, страница 245.

№35.1 (с. 245)
Условие. №35.1 (с. 245)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 245, номер 35.1, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 245, номер 35.1, Условие (продолжение 2)

Рр 35.1. 1. Прочитайте текст, определите его тему. Через какие подтемы она раскрывается? Определите тип и стиль речи. Докажите свою точку зрения. Предложите несколько вариантов заглавия текста.

2. Найдите в тексте: а) простые предложения; б) осложнённые простые предложения; в) сложные предложения; г) предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания.

Учёные пишут

Особое место в системе словарей зан..мают словари, в которых фиксирует(?)ся инд..видуальная речь(?) писателя в её письме(н/нн)ой разновидн..сти.

В словарях этого типа содержит(?)ся и об..ясняет(?)ся лексика произведений того или и(н/нн)ого писателя. Такие словари, с одной стороны, служ..т пособием для изучения истории литературного языка той эпохи, в которой жил и тв..рил писатель, так как каждое слово в словаре документирова(н/нн)о в своём употреблени.. . С другой стороны, словарь языка писателя служит ключ..м к пон..манию текста автора, пособием при изучени.. стиля писателя.

Наиболее полным и теор..тически разработа(н/нн)ым являет(?)ся (четырёх)томный «Словарь языка Пушкина» (1956—1961) под редакцией В. В. Виноградова. В словаре содержит(?)ся алфавитный список всех слов, засвидетельствова(н/нн)ых в основном тексте ак..демического собрания соч..нений и писем Пушкина, даёт(?)ся толк..вание различия в значениях ср..внительно с совреме(н/нн)ым ру(с/сс)ким языком, пр..водит(?)ся и(лл/лл)юстрац..и из текстов Пушкина.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
СЛОВАРЬ
ЯЗЫКА
ПУШКИНА
В ЧЕТЫРЕХ
ТОМАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ИНОСТРАННЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СЛОВАРЕЙ
МОСКВА

Общий об(?)ём всех (П/п)ушкинских текстов, включая не только п..этические, проз..ические и дра(м/мм)атические произведения, но и п..р..писку, сост..вля..т 544 777 слов. Разных слов во всех (П/п)ушкинских произведениях 21 191.

Н. В. Гоголь метко опред..лил словар(?)ное богатство (П/п)ушкинского языка: «В нём, как(бу..то) в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибк..сть нашего языка».

В. А. Жуковский, разб..рая после смерти Пушкина его рук..писи, был пор..ж..н (не)уста(н/нн)ой работой поэта над словом, высокой треб..вательностью к себе в поисках нужного слова: «С каким трудом писал он свои лё..кие, летучие стихи! Нет (н..)строки, которая не была(бы) перемара(н/нн)а» (З. Потиха, Д. Розенталь).

3. Спишите два абзаца (по указанию учителя), решая орфографические задачи.

4. В каком значении употреблено в тексте выделенное слово?

Решение. №35.1 (с. 245)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 245, номер 35.1, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 245, номер 35.1, Решение (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 245, номер 35.1, Решение (продолжение 3)
Решение 2. №35.1 (с. 245)

1. Тема текста: словари языка писателей как особый вид лексикографии. Текст посвящён их значению, структуре и цели создания.
Раскрытие темы через подтемы:
- Определение словаря языка писателя и его общая характеристика.
- Функции таких словарей: помощь в изучении истории языка и в понимании стиля автора.
- Конкретный пример — «Словарь языка Пушкина» как наиболее полный и теоретически разработанный.
- Описание структуры и объёма «Словаря языка Пушкина».
- Цитаты Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского, подчёркивающие богатство языка Пушкина и его кропотливую работу над словом.
Тип и стиль речи:
Стиль — научно-популярный. Доказательства: текст предназначен для широкого круга читателей (учащихся), но при этом содержит научную информацию и терминологию (лексика, академическое собрание сочинений, лексикон). Он объективен, логичен и приводит конкретные факты (даты издания словаря, количество слов).
Тип речи — рассуждение с элементами описания. Доказательства: автор выдвигает тезис о важности словарей языка писателей («Особое место... занимают словари...»), аргументирует его («с одной стороны... с другой стороны...») и иллюстрирует примерами (описание «Словаря языка Пушкина»).
Варианты заглавия текста:
- «Словарь языка писателя»
- «Сокровищница языка Пушкина»
- «Ключ к пониманию автора»

2.
а) простые предложения:
«Разных слов во всех пушкинских произведениях 21 191».
Это простое предложение, так как в нём одна грамматическая основа.

б) осложнённые простые предложения:
«В. А. Жуковский, разбирая после смерти Пушкина его рукописи, был поражён неустанной работой поэта над словом, высокой требовательностью к себе в поисках нужного слова».
Это простое предложение, осложнённое:
- обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом («разбирая после смерти Пушкина его рукописи»), которое выделяется запятыми с двух сторон.
- однородными дополнениями («работой», «требовательностью»), которые не разделяются запятой, так как между ними нет союза.

в) сложные предложения:
«Такие словари, с одной стороны, служат пособием для изучения истории литературного языка той эпохи, в которой жил и творил писатель, так как каждое слово в словаре документировано в своём употреблении».
Это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. Запятые ставятся:
- перед придаточным определительным («в которой жил и творил писатель»), которое присоединяется союзным словом «в которой».
- перед придаточным причины («так как каждое слово в словаре документировано в своём употреблении»), которое присоединяется союзом «так как».
Вводное слово «с одной стороны» обособляется запятой.

г) предложения с прямой речью:
«Н. В. Гоголь метко определил словарное богатство пушкинского языка: «В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка».»
Знаки препинания расставлены по правилам оформления прямой речи: после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и начинается с заглавной буквы.

3. Особое место в системе словарей занимают словари, в которых фиксируется индивидуальная речь писателя в её письменной разновидности.

В словарях этого типа содержится и объясняется лексика произведений того или иного писателя. Такие словари, с одной стороны, служат пособием для изучения истории литературного языка той эпохи, в которой жил и творил писатель, так как каждое слово в словаре документировано в своём употреблении. С другой стороны, словарь языка писателя служит ключом к пониманию текста автора, пособием при изучении стиля писателя.

4. Выделенное слово «ключом» употреблено в переносном значении: «средство для понимания, разгадки чего-либо». Словарь языка писателя не является физическим ключом, но он «открывает» доступ к более глубокому пониманию авторского замысла, стиля и эпохи.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 35.1 расположенного на странице 245 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №35.1 (с. 245), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.