Номер 34.6, страница 240 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 34. Сочетание знаков препинания: пунктуационная норма и изобразительно-выразительные возможности - номер 34.6, страница 240.

№34.6 (с. 240)
Условие. №34.6 (с. 240)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 240, номер 34.6, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 240, номер 34.6, Условие (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 240, номер 34.6, Условие (продолжение 3)

34.6. 1. Прочитайте текст. Вспомните, из какого рассказа К. Саймака взят этот отрывок. Дайте заглавие тексту, не совпадающее с названием всего рассказа.

2. Найдите предложения, в которых сочетаются знаки препинания. Объясните условия их постановки.

3. К предложению с чужой речью, переданной с помощью вводной конструкции со значением источника сообщения, подберите синтаксический синоним с прямой речью. Как изменятся знаки препинания? Местоимения какого лица нужно употребить в предложении с прямой речью? Как вы оформите это предложение с прямой речью — с абзаца или в строку? Почему?

В эту ночь, когда Мозе лежал в постели, на него нахлынули удивительные мысли. Он представил себе другое одиночество, еще более страшное, чем то, которое он когда-либо знавал на этой заброшенной ферме, — ужасное, беспощадное одиночество межзвездных пустынь, мятущееся одиночество того, кто ищет какое-то место или живое существо, и, хотя их туманные образы лишь едва вырисовываются в сознании, он обязательно найдёт то, к чему стремится, и это самое важное.

Никогда ему не приходили в голову такие странные мысли, и внезапно он понял, что это вовсе не его мысли, а того другого, что был с ним рядом в комнате.

Напрягая всю свою волю, он попытался встать, но не смог. На мгновение он приподнял голову, но тут же уронил её обратно на подушку и крепко заснул.

На следующее утро, когда Мозе позавтракал, оба они пошли в гараж и вытащили во двор клетку. И это таинственное неземное со-оружие стояло там в холодном и ярком свете зари.

Существо подошло к клетке и начало было протискиваться между двумя прутьями, но, остановившись на полпути, вылезло обратно и подошло к Старому Мозе.

— Прощай, друг, — сказал Мозе. — Я буду скучать по тебе.

У него как-то странно защипало глаза.

Тот протянул ему на прощанье конечность, и, схватив её, Мозе почувствовал, что в ней был зажат какой-то предмет, нечто круглое и гладкое, перешедшее из руки существа в руку Мозе.

Существо отняло свою руку и, быстро подойдя к клетке, проскользнуло между прутьями. Оно потянулось к корзинке, внезапно что-то вспыхнуло — и клетка исчезла.

Мозе медленно повернулся, чтобы, захватив из дому вёдра, пойти в сарай доить коров.

Тут он вспомнил о предмете, который держал в руке, и поднял к лицу всё ещё крепко стиснутый кулак. Он разомкнул пальцы — на его ладони лежал маленький хрустальный шарик, точно такой же, как тот, что он нашёл в складке кармане похороненного им в саду умершего существа. С той только разницей, что первый шарик был мёртвым и матовым, а в этом мерцал живой отблеск далёкого огня.

Глядя на него, Мозе ощутил в душе такое необыкновенное счастье и покой, какие ему редко случалось испытывать раньше, словно его окружало множество людей и все они были друзьями.

Он прикрыл шарик рукой, а счастье не уходило, — это было совершенно непонятно, ведь ничем нельзя было объяснить, почему он счастлив. Существо в конце концов покинуло его, все его деньги пропали, у него не было друзей — но, несмотря ни на что, ему было хорошо и радостно.

Он положил шарик в карман и проворно зашагал к дому за вёдрами для молока. Сложив трубочкой заросшие щетиной губы, он принялся насвистывать, хотя уже давным-давно у него даже в мыслях не было посвистеть.

Может быть, он счастлив потому, подумал он, что, прежде чем исчезнуть, существо всё-таки остановилось, чтобы пожать ему на прощанье руку.

А что касается подарка, то, каким бы он ни был чепуховым, как ни дешева была безделушка, основная ценность его заключалась в том простом чувстве, которое он пробудил. Прошло много лет с тех пор, как кто-либо удосужился сделать Мозе подарок.

В бездонных глубинах вселенной было одиноко и тоскливо без Друга. Кто знает, когда ещё удастся обрести другого.

Быть может, он поступил неразумно, но старый дикарь был таким добрым, таким неловким и так хотел помочь… А тот, чей путь далёк и стремителен, должен путешествовать налегке. Ему больше нечего было дать.

4. Составьте план текста. Подготовьтесь написать подробное изложение.

Решение. №34.6 (с. 240)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 240, номер 34.6, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 240, номер 34.6, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №34.6 (с. 240)

1. Прочитайте текст. Вспомните, из какого рассказа К. Саймака взят этот отрывок. Дайте заглавие тексту, не совпадающее с названием всего рассказа.

Этот отрывок взят из рассказа американского писателя-фантаста Клиффорда Саймака «Большой передний двор» (The Big Front Yard).

Возможные заглавия для данного отрывка: «Прощальный подарок», «Необыкновенное счастье», «Друг из другого мира».

2. Найдите предложения, в которых сочетаются знаки препинания. Объясните условия их постановки.

В тексте встречаются несколько случаев сочетания знаков препинания. Рассмотрим два примера:

1. «Он представил себе другое одиночество, ещё более страшное, чем то, которое он когда-либо знавал на этой заброшенной ферме, — ужасное, беспощадное одиночество межзвёздных пустынь...»

Здесь сочетаются запятая и тире. Запятая закрывает придаточное определительное предложение («которое он когда-либо знавал на этой заброшенной ферме»). Тире ставится после него, чтобы отделить обособленное приложение («ужасное, беспощадное одиночество...»), которое носит пояснительный характер по отношению к словосочетанию «другое одиночество» и стоит в конце предложения.

2. «— Прощай, друг, — сказал Мозе. — Я буду скучать по тебе.»

В этом предложении с прямой речью также сочетаются запятая и тире. Запятая ставится после слов прямой речи («Прощай, друг»), так как это повествовательное предложение. Тире отделяет слова прямой речи от слов автора («сказал Мозе») согласно правилам пунктуации при прямой речи.

3. К предложению с чужой речью, переданной с помощью вводной конструкции со значением источника сообщения, подберите синтаксический синоним с прямой речью. Как изменятся знаки препинания? Местоимения какого лица нужно употребить в предложении с прямой речью? Как вы оформите это предложение с прямой речью — с абзаца или в строку? Почему?

Предложение в тексте: «Может быть, он счастлив потому, подумал он, что, прежде чем исчезнуть, существо всё-таки остановилось, чтобы пожать ему на прощанье руку.»

Синтаксический синоним с прямой речью будет выглядеть так: «„Может быть, я счастлив потому, что, прежде чем исчезнуть, существо всё-таки остановилось, чтобы пожать мне на прощанье руку“, — подумал он.»

Изменения знаков препинания:

  • Мысль героя оформляется как прямая речь и заключается в кавычки.
  • Вводная конструкция «подумал он» становится словами автора.
  • После прямой речи перед словами автора ставится запятая (так как прямая речь является повествовательным предложением) и тире.
  • Слова автора пишутся со строчной буквы, и в конце предложения ставится точка.

Местоимения нужно изменить с 3-го лица на 1-е, так как герой думает о себе: «он» меняется на «я», «ему» — на «мне».

Это предложение следует оформить в строку. Это внутренняя речь героя, его мысль, которая органично вплетена в повествование. Оформление в строку с помощью кавычек (а не с абзаца с помощью тире) лучше передаёт характер этой мысли как части внутреннего монолога, а не как произнесённой вслух реплики.

4. Составьте план текста. Подготовьтесь написать подробное изложение.

План текста:

  1. Ночные размышления Мозе об одиночестве.
  2. Прощание с инопланетным другом.
  3. Таинственный подарок — живой хрустальный шарик.
  4. Неожиданное и необъяснимое чувство счастья.
  5. Осознание истинной ценности подарка и дружбы.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 34.6 расположенного на странице 240 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №34.6 (с. 240), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.