Номер 34.6, страница 240 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 34. Сочетание знаков препинания: пунктуационная норма и изобразительно-выразительные возможности - номер 34.6, страница 240.
№34.6 (с. 240)
Условие. №34.6 (с. 240)
скриншот условия
34.6. 1. Прочитайте текст. Вспомните, из какого рассказа К. Саймака взят этот отрывок. Дайте заглавие тексту, не совпадающее с названием всего рассказа.
2. Найдите предложения, в которых сочетаются знаки препинания. Объясните условия их постановки.
3. К предложению с чужой речью, переданной с помощью вводной конструкции со значением источника сообщения, подберите синтаксический синоним с прямой речью. Как изменятся знаки препинания? Местоимения какого лица нужно употребить в предложении с прямой речью? Как вы оформите это предложение с прямой речью — с абзаца или в строку? Почему?
В эту ночь, когда Мозе лежал в постели, на него нахлынули удивительные мысли. Он представил себе другое одиночество, еще более страшное, чем то, которое он когда-либо знавал на этой заброшенной ферме, — ужасное, беспощадное одиночество межзвездных пустынь, мятущееся одиночество того, кто ищет какое-то место или живое существо, и, хотя их туманные образы лишь едва вырисовываются в сознании, он обязательно найдёт то, к чему стремится, и это самое важное.
Никогда ему не приходили в голову такие странные мысли, и внезапно он понял, что это вовсе не его мысли, а того другого, что был с ним рядом в комнате.
Напрягая всю свою волю, он попытался встать, но не смог. На мгновение он приподнял голову, но тут же уронил её обратно на подушку и крепко заснул.
На следующее утро, когда Мозе позавтракал, оба они пошли в гараж и вытащили во двор клетку. И это таинственное неземное со-оружие стояло там в холодном и ярком свете зари.
Существо подошло к клетке и начало было протискиваться между двумя прутьями, но, остановившись на полпути, вылезло обратно и подошло к Старому Мозе.
— Прощай, друг, — сказал Мозе. — Я буду скучать по тебе.
У него как-то странно защипало глаза.
Тот протянул ему на прощанье конечность, и, схватив её, Мозе почувствовал, что в ней был зажат какой-то предмет, нечто круглое и гладкое, перешедшее из руки существа в руку Мозе.
Существо отняло свою руку и, быстро подойдя к клетке, проскользнуло между прутьями. Оно потянулось к корзинке, внезапно что-то вспыхнуло — и клетка исчезла.
Мозе медленно повернулся, чтобы, захватив из дому вёдра, пойти в сарай доить коров.
Тут он вспомнил о предмете, который держал в руке, и поднял к лицу всё ещё крепко стиснутый кулак. Он разомкнул пальцы — на его ладони лежал маленький хрустальный шарик, точно такой же, как тот, что он нашёл в складке кармане похороненного им в саду умершего существа. С той только разницей, что первый шарик был мёртвым и матовым, а в этом мерцал живой отблеск далёкого огня.
Глядя на него, Мозе ощутил в душе такое необыкновенное счастье и покой, какие ему редко случалось испытывать раньше, словно его окружало множество людей и все они были друзьями.
Он прикрыл шарик рукой, а счастье не уходило, — это было совершенно непонятно, ведь ничем нельзя было объяснить, почему он счастлив. Существо в конце концов покинуло его, все его деньги пропали, у него не было друзей — но, несмотря ни на что, ему было хорошо и радостно.
Он положил шарик в карман и проворно зашагал к дому за вёдрами для молока. Сложив трубочкой заросшие щетиной губы, он принялся насвистывать, хотя уже давным-давно у него даже в мыслях не было посвистеть.
Может быть, он счастлив потому, подумал он, что, прежде чем исчезнуть, существо всё-таки остановилось, чтобы пожать ему на прощанье руку.
А что касается подарка, то, каким бы он ни был чепуховым, как ни дешева была безделушка, основная ценность его заключалась в том простом чувстве, которое он пробудил. Прошло много лет с тех пор, как кто-либо удосужился сделать Мозе подарок.
В бездонных глубинах вселенной было одиноко и тоскливо без Друга. Кто знает, когда ещё удастся обрести другого.
Быть может, он поступил неразумно, но старый дикарь был таким добрым, таким неловким и так хотел помочь… А тот, чей путь далёк и стремителен, должен путешествовать налегке. Ему больше нечего было дать.
4. Составьте план текста. Подготовьтесь написать подробное изложение.
Решение. №34.6 (с. 240)
Решение 2. №34.6 (с. 240)
1. Прочитайте текст. Вспомните, из какого рассказа К. Саймака взят этот отрывок. Дайте заглавие тексту, не совпадающее с названием всего рассказа.
Этот отрывок взят из рассказа американского писателя-фантаста Клиффорда Саймака «Большой передний двор» (The Big Front Yard).
Возможные заглавия для данного отрывка: «Прощальный подарок», «Необыкновенное счастье», «Друг из другого мира».
2. Найдите предложения, в которых сочетаются знаки препинания. Объясните условия их постановки.
В тексте встречаются несколько случаев сочетания знаков препинания. Рассмотрим два примера:
1. «Он представил себе другое одиночество, ещё более страшное, чем то, которое он когда-либо знавал на этой заброшенной ферме, — ужасное, беспощадное одиночество межзвёздных пустынь...»
Здесь сочетаются запятая и тире. Запятая закрывает придаточное определительное предложение («которое он когда-либо знавал на этой заброшенной ферме»). Тире ставится после него, чтобы отделить обособленное приложение («ужасное, беспощадное одиночество...»), которое носит пояснительный характер по отношению к словосочетанию «другое одиночество» и стоит в конце предложения.
2. «— Прощай, друг, — сказал Мозе. — Я буду скучать по тебе.»
В этом предложении с прямой речью также сочетаются запятая и тире. Запятая ставится после слов прямой речи («Прощай, друг»), так как это повествовательное предложение. Тире отделяет слова прямой речи от слов автора («сказал Мозе») согласно правилам пунктуации при прямой речи.
3. К предложению с чужой речью, переданной с помощью вводной конструкции со значением источника сообщения, подберите синтаксический синоним с прямой речью. Как изменятся знаки препинания? Местоимения какого лица нужно употребить в предложении с прямой речью? Как вы оформите это предложение с прямой речью — с абзаца или в строку? Почему?
Предложение в тексте: «Может быть, он счастлив потому, подумал он, что, прежде чем исчезнуть, существо всё-таки остановилось, чтобы пожать ему на прощанье руку.»
Синтаксический синоним с прямой речью будет выглядеть так: «„Может быть, я счастлив потому, что, прежде чем исчезнуть, существо всё-таки остановилось, чтобы пожать мне на прощанье руку“, — подумал он.»
Изменения знаков препинания:
- Мысль героя оформляется как прямая речь и заключается в кавычки.
- Вводная конструкция «подумал он» становится словами автора.
- После прямой речи перед словами автора ставится запятая (так как прямая речь является повествовательным предложением) и тире.
- Слова автора пишутся со строчной буквы, и в конце предложения ставится точка.
Местоимения нужно изменить с 3-го лица на 1-е, так как герой думает о себе: «он» меняется на «я», «ему» — на «мне».
Это предложение следует оформить в строку. Это внутренняя речь героя, его мысль, которая органично вплетена в повествование. Оформление в строку с помощью кавычек (а не с абзаца с помощью тире) лучше передаёт характер этой мысли как части внутреннего монолога, а не как произнесённой вслух реплики.
4. Составьте план текста. Подготовьтесь написать подробное изложение.
План текста:
- Ночные размышления Мозе об одиночестве.
- Прощание с инопланетным другом.
- Таинственный подарок — живой хрустальный шарик.
- Неожиданное и необъяснимое чувство счастья.
- Осознание истинной ценности подарка и дружбы.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 34.6 расположенного на странице 240 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №34.6 (с. 240), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.