Комплексное задание, страница 243 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 34. Сочетание знаков препинания: пунктуационная норма и изобразительно-выразительные возможности - страница 243.

Комплексное задание (с. 243)
Условие. Комплексное задание (с. 243)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 243, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 243, Условие (продолжение 2)

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитайте текст.

ОЗЕРО СЕГДЕН

(1) Об озере этом (н..)пишут _ _ и громко (н..)говорят. (2) Закрыты все дороги к нему _ _ как к волшебному замку _ _ ехать нельзя _ _ и лететь нельзя _ _ идти нельзя _ _ и ползти нельзя.(3) Кружишь по лесу молчаливому _ _ кружишь _ _ ищешь _ _ как просочиться к озеру _ _ (н..)найдешь _ _ и спросить (н..)(у)ко _ _ (н..)кто в том лесу (н..)бывает. (4) И только вслед глуховатому _ _ коровьему колокольчику _ _ проберешься звериной тропой _ _ в час полуденный _ _ дня дождливого. (5) И едва проблеснёт тебе оно _ _ громадное _ _ меж стволов _ _ ещё _ _ (н..)добежал до него _ _ а уж знаешь _ _ это местечко на земле полюбишь ты на весь свой век.

(6) Сегденское озеро _ _ круглое _ _ как циркулем вырезанное. (7) Крикнешь с одного берега _ _ до другого только эхо размытое дойдет. (8) Далеко. (9) Обомкнуто озеро _ _ прибрежным лесом. (10) Лес ровен _ _ дерево в дерево _ _ (н..)уступит (н..)ствола. (11) Вышедшему к воде _ _ видна тебе вся окружность замкнутого лесом берега _ _ где желтеет полоска песка _ _ где серый камышок ощетинился _ _ где зелёная мурава легла. (12) Вода ровная-ровная _ _ гладкая _ _ без ряби _ _ кое-где у берега в ряске _ _ а так прозрачная _ _ белая _ _ и белое дно.

(13) Замкнутая вода. (14) Замкнутый лес.(15) Озеро в небо смотрит _ _ небо _ _ в озеро.(16) И есть ли ещё что-то на земле _ _ (н..)ведомое _ _ поверх леса _ _ (н..)видно. (17) А если и есть _ _ оно сюда (н..)нужно _ _ лишнее.

(18) Вот тут бы и поселиться навсегда...(19) Душа тут _ _ как воздух дрожащий _ _ между водой и небом струилась бы _ _ и текли бы чистые _ _ глубокие мысли.

(20) Озеро _ _ пустынное. (21) Милое озеро.(22) Родина... (По А. Солженицыну).

Озеро Сегден

2. Спишите, выбирая слитное или раздельное написание не или ни и решая пунктуационные задачи на месте пропусков.

3. Выпишите номера сложных предложений, в которых все сказуемые простые глагольные.

4. Укажите номер предложения, которому соответствует данная характеристика: простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, нераспространённое, неосложнённое.

5. Выпишите номера простых односоставных предложений, в скобках укажите их вид.

6. Выпишите номера сложносочинённых предложений.

7. Выпишите номера бессоюзных сложных предложений. Объясните знаки препинания в них на границе частей с помощью схем пунктуационных правил.

8. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи, соответствующего схеме: [ ], ( ), – [ ] , и [ ] : [ ].

9. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи (учтите, что знаки препинания и союзы не расставлены), соответствующего схеме:

где между частями 1 и 2 — сравнительные отношения; блоками 1 и 2 — пояснительные отношения; частями 3 и 4, 5 и 6, попарно соединёнными сочинительными союзами, — отношения одновременности действий.

10. Укажите, какой частью речи является слово, выделенное в предложении 4. Ответ запишите в именительном падеже.

11. Из предложений 6—12 выпишите все причастия, выделите в них суффиксы, укажите их вид: а) действительное настоящего времени; б) действительное прошедшего времени; в) страдательное настоящего времени; г) страдательное прошедшего времени.

12. В предложениях 3—5 найдите слово, соответствующее схеме «корень + + суффикс + суффикс + окончание», и выпишите его в той форме, в какой оно употребляется в тексте.

13. Из предложений 13—18 выпишите по одному слову, в котором: а) происходит оглушение; б) наблюдается озвончение; в) звуков меньше, чем букв; г) все согласные мягкие и количество букв и звуков совпадает.

14. Одинаково ли лексическое значение слов, выделенных в предложениях 11 и 14? Ответ аргументируйте.

Решение. Комплексное задание (с. 243)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 243, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 243, Решение (продолжение 2)
Решение 2. Комплексное задание (с. 243)

2.

(1) Об озере этом не пишут, и громко не говорят. (2) Закрыты-то все дороги к нему, как к волшебному замку: ехать нельзя, и лететь нельзя, и идти нельзя, и ползти нельзя. (3) Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, — не найдёшь, и спросить не у кого. (4) И только вслед глуховатому коровьему колокольчику пробьёшься звериной тропой в час полуденный дня дождливого. (5) И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё не добежал до него, а уж знаешь, что это местечко на земле полюбишь ты на весь свой век. (6) Сегденское озеро — круглое, как циркулем вырезанное. (7) Крикнешь с одного берега — до другого только эхо размытое дойдёт. (8) Далеко. (9) Обомкнуто озеро прибрежным лесом. (10) Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. (11) Вышедшему к воде видна тебе вся окружность замкнутого лесом берега, где желтеет полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. (12) Вода ровная-ровная, гладкая, без ряби, кое-где у берега в ряске, а так прозрачная, белая — и белое дно. (13) Замкнутая вода. (14) Замкнутый лес. (15) Озеро в небо смотрит — небо в озеро. (16) И есть ли ещё что-то на земле, неведомо, да и из дому поверх леса не видно. (17) А если и есть, оно сюда не нужно, лишнее. (18) Вот тут бы и поселиться навсегда... (19) Душа тут, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы — и текли бы чистые, глубокие мысли. (20) Озеро — пустынное. (21) Милое озеро. (22) Родина...

3.

1, 5, 7, 15, 19.

4.

20.

5.

8 (безличное), 18 (инфинитивное), 21 (назывное), 22 (назывное).

6.

1, 5.

7.

Предложения 7, 15. В предложении 7 тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, так как вторая часть содержит следствие или результат того, о чём говорится в первой. Схема: [время/условие] — [результат]. В предложении 15 тире ставится, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой, а также наблюдается синтаксический параллелизм конструкций. Схема: [ ] — [ ].

8.

В тексте нет предложения, которое бы в точности соответствовало данной сложной схеме. Схема предполагает наличие пяти предикативных частей, связанных подчинительной, бессоюзной (с тире и двоеточием) и сочинительной связью, чего не наблюдается ни в одном предложении текста.

9.

11. Визуально схема соответствует предложению 11, где есть главная часть ([...видна...окружность...берега]) и несколько однородных придаточных определительных частей, присоединяемых союзом «где» ((где желтеет...), (где...ощетинился...), (где...легла)). Однако описание смысловых отношений (сравнительные, пояснительные) не соответствует содержанию данного предложения.

10.

Предлог.

11.

б) действительное прошедшего времени: вышедшему (суффикс -ш-);
г) страдательное прошедшего времени: вырезанное (суффикс -нн-), обомкнуто (суффикс -т-), замкнутого (суффикс -т-).

12.

молчаливому (корень -молч-, суффикс -а-, суффикс -лив-, окончание -ому).

13.

а) оглушение: навсегда (звук [в] перед глухим [с] оглушается и произносится как [ф]);
б) озвончение: в словах из указанного отрывка ярких примеров озвончения (ассимиляции по звонкости) не наблюдается;
в) звуков меньше, чем букв: поселиться (10 букв, 9 звуков, так как сочетание -ться произносится как [ца], а Ь не обозначает звука);
г) все согласные мягкие и количество букв и звуков совпадает: ли (2 буквы, 2 звука [л'и], согласный [л'] — мягкий).

14.

Да, лексическое значение слова «замкнутый» в предложениях 11 и 14 одинаково. В обоих случаях оно употребляется в своем прямом значении — «окружённый со всех сторон, образующий замкнутое пространство, кольцо». В предложении 11 («замкнутого лесом берега») это причастие, указывающее на признак по действию: берег, который замкнул лес. В предложении 14 («Замкнутый лес») это слово выступает в роли прилагательного, обозначая постоянный качественный признак леса. Несмотря на различие грамматических функций (причастие и прилагательное), их лексическое значение, то есть тот смысл, который они несут, остаётся одним и тем же.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Комплексное задание расположенного на странице 243 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Комплексное задание (с. 243), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.