Комплексное задание, страница 243 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 34. Сочетание знаков препинания: пунктуационная норма и изобразительно-выразительные возможности - страница 243.
Комплексное задание (с. 243)
Условие. Комплексное задание (с. 243)
скриншот условия
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитайте текст.
ОЗЕРО СЕГДЕН
(1) Об озере этом (н..)пишут _ _ и громко (н..)говорят. (2) Закрыты все дороги к нему _ _ как к волшебному замку _ _ ехать нельзя _ _ и лететь нельзя _ _ идти нельзя _ _ и ползти нельзя.(3) Кружишь по лесу молчаливому _ _ кружишь _ _ ищешь _ _ как просочиться к озеру _ _ (н..)найдешь _ _ и спросить (н..)(у)ко _ _ (н..)кто в том лесу (н..)бывает. (4) И только вслед глуховатому _ _ коровьему колокольчику _ _ проберешься звериной тропой _ _ в час полуденный _ _ дня дождливого. (5) И едва проблеснёт тебе оно _ _ громадное _ _ меж стволов _ _ ещё _ _ (н..)добежал до него _ _ а уж знаешь _ _ это местечко на земле полюбишь ты на весь свой век.
(6) Сегденское озеро _ _ круглое _ _ как циркулем вырезанное. (7) Крикнешь с одного берега _ _ до другого только эхо размытое дойдет. (8) Далеко. (9) Обомкнуто озеро _ _ прибрежным лесом. (10) Лес ровен _ _ дерево в дерево _ _ (н..)уступит (н..)ствола. (11) Вышедшему к воде _ _ видна тебе вся окружность замкнутого лесом берега _ _ где желтеет полоска песка _ _ где серый камышок ощетинился _ _ где зелёная мурава легла. (12) Вода ровная-ровная _ _ гладкая _ _ без ряби _ _ кое-где у берега в ряске _ _ а так прозрачная _ _ белая _ _ и белое дно.
(13) Замкнутая вода. (14) Замкнутый лес.(15) Озеро в небо смотрит _ _ небо _ _ в озеро.(16) И есть ли ещё что-то на земле _ _ (н..)ведомое _ _ поверх леса _ _ (н..)видно. (17) А если и есть _ _ оно сюда (н..)нужно _ _ лишнее.
(18) Вот тут бы и поселиться навсегда...(19) Душа тут _ _ как воздух дрожащий _ _ между водой и небом струилась бы _ _ и текли бы чистые _ _ глубокие мысли.
(20) Озеро _ _ пустынное. (21) Милое озеро.(22) Родина... (По А. Солженицыну).
Озеро Сегден
2. Спишите, выбирая слитное или раздельное написание не или ни и решая пунктуационные задачи на месте пропусков.
3. Выпишите номера сложных предложений, в которых все сказуемые простые глагольные.
4. Укажите номер предложения, которому соответствует данная характеристика: простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, нераспространённое, неосложнённое.
5. Выпишите номера простых односоставных предложений, в скобках укажите их вид.
6. Выпишите номера сложносочинённых предложений.
7. Выпишите номера бессоюзных сложных предложений. Объясните знаки препинания в них на границе частей с помощью схем пунктуационных правил.
8. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи, соответствующего схеме: [ ], ( ), – [ ] , и [ ] : [ ].
9. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи (учтите, что знаки препинания и союзы не расставлены), соответствующего схеме:
где между частями 1 и 2 — сравнительные отношения; блоками 1 и 2 — пояснительные отношения; частями 3 и 4, 5 и 6, попарно соединёнными сочинительными союзами, — отношения одновременности действий.
10. Укажите, какой частью речи является слово, выделенное в предложении 4. Ответ запишите в именительном падеже.
11. Из предложений 6—12 выпишите все причастия, выделите в них суффиксы, укажите их вид: а) действительное настоящего времени; б) действительное прошедшего времени; в) страдательное настоящего времени; г) страдательное прошедшего времени.
12. В предложениях 3—5 найдите слово, соответствующее схеме «корень + + суффикс + суффикс + окончание», и выпишите его в той форме, в какой оно употребляется в тексте.
13. Из предложений 13—18 выпишите по одному слову, в котором: а) происходит оглушение; б) наблюдается озвончение; в) звуков меньше, чем букв; г) все согласные мягкие и количество букв и звуков совпадает.
14. Одинаково ли лексическое значение слов, выделенных в предложениях 11 и 14? Ответ аргументируйте.
Решение. Комплексное задание (с. 243)
Решение 2. Комплексное задание (с. 243)
2.
(1) Об озере этом не пишут, и громко не говорят. (2) Закрыты-то все дороги к нему, как к волшебному замку: ехать нельзя, и лететь нельзя, и идти нельзя, и ползти нельзя. (3) Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, — не найдёшь, и спросить не у кого. (4) И только вслед глуховатому коровьему колокольчику пробьёшься звериной тропой в час полуденный дня дождливого. (5) И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё не добежал до него, а уж знаешь, что это местечко на земле полюбишь ты на весь свой век. (6) Сегденское озеро — круглое, как циркулем вырезанное. (7) Крикнешь с одного берега — до другого только эхо размытое дойдёт. (8) Далеко. (9) Обомкнуто озеро прибрежным лесом. (10) Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. (11) Вышедшему к воде видна тебе вся окружность замкнутого лесом берега, где желтеет полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. (12) Вода ровная-ровная, гладкая, без ряби, кое-где у берега в ряске, а так прозрачная, белая — и белое дно. (13) Замкнутая вода. (14) Замкнутый лес. (15) Озеро в небо смотрит — небо в озеро. (16) И есть ли ещё что-то на земле, неведомо, да и из дому поверх леса не видно. (17) А если и есть, оно сюда не нужно, лишнее. (18) Вот тут бы и поселиться навсегда... (19) Душа тут, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы — и текли бы чистые, глубокие мысли. (20) Озеро — пустынное. (21) Милое озеро. (22) Родина...
3.
1, 5, 7, 15, 19.
4.
20.
5.
8 (безличное), 18 (инфинитивное), 21 (назывное), 22 (назывное).
6.
1, 5.
7.
Предложения 7, 15. В предложении 7 тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, так как вторая часть содержит следствие или результат того, о чём говорится в первой. Схема: [время/условие] — [результат]. В предложении 15 тире ставится, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой, а также наблюдается синтаксический параллелизм конструкций. Схема: [ ] — [ ].
8.
В тексте нет предложения, которое бы в точности соответствовало данной сложной схеме. Схема предполагает наличие пяти предикативных частей, связанных подчинительной, бессоюзной (с тире и двоеточием) и сочинительной связью, чего не наблюдается ни в одном предложении текста.
9.
11. Визуально схема соответствует предложению 11, где есть главная часть ([...видна...окружность...берега]) и несколько однородных придаточных определительных частей, присоединяемых союзом «где» ((где желтеет...), (где...ощетинился...), (где...легла)). Однако описание смысловых отношений (сравнительные, пояснительные) не соответствует содержанию данного предложения.
10.
Предлог.
11.
б) действительное прошедшего времени: вышедшему (суффикс -ш-);
г) страдательное прошедшего времени: вырезанное (суффикс -нн-), обомкнуто (суффикс -т-), замкнутого (суффикс -т-).
12.
молчаливому (корень -молч-, суффикс -а-, суффикс -лив-, окончание -ому).
13.
а) оглушение: навсегда (звук [в] перед глухим [с] оглушается и произносится как [ф]);
б) озвончение: в словах из указанного отрывка ярких примеров озвончения (ассимиляции по звонкости) не наблюдается;
в) звуков меньше, чем букв: поселиться (10 букв, 9 звуков, так как сочетание -ться произносится как [ца], а Ь не обозначает звука);
г) все согласные мягкие и количество букв и звуков совпадает: ли (2 буквы, 2 звука [л'и], согласный [л'] — мягкий).
14.
Да, лексическое значение слова «замкнутый» в предложениях 11 и 14 одинаково. В обоих случаях оно употребляется в своем прямом значении — «окружённый со всех сторон, образующий замкнутое пространство, кольцо». В предложении 11 («замкнутого лесом берега») это причастие, указывающее на признак по действию: берег, который замкнул лес. В предложении 14 («Замкнутый лес») это слово выступает в роли прилагательного, обозначая постоянный качественный признак леса. Несмотря на различие грамматических функций (причастие и прилагательное), их лексическое значение, то есть тот смысл, который они несут, остаётся одним и тем же.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Комплексное задание расположенного на странице 243 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Комплексное задание (с. 243), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.