Номер 34.1, страница 235 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 34. Сочетание знаков препинания: пунктуационная норма и изобразительно-выразительные возможности - номер 34.1, страница 235.

№34.1 (с. 235)
Условие. №34.1 (с. 235)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 235, номер 34.1, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 235, номер 34.1, Условие (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 235, номер 34.1, Условие (продолжение 3)

34.1. 1. Ознакомьтесь с таблицей, отражающей возможные случаи сочетания знаков препинания (в качестве примеров приводятся цитаты из произведений М. Лермонтова).

Сочетание знаков препинания

Знаки препинания Условия сочетания

?. / !..

1) недосказанность в вопросительном / повествовательном / восклицательном предложении;

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

2) эмоциональная окраска вопросительного предложения;

3) крайняя эмоциональность высказывания, чаще всего нарастающая от предложения к предложению

?!

!! / !!!

, —

В простом предложении ставится закрывающая обособленный член предложения или вводную конструкцию запятая перед тире:

  • между подлежащим и сказуемым;

  • перед обобщающим однородные члены словом;

  • после однородного ряда с обобщающим словом перед продолжением предложения или пояснением;

  • перед приложением или пояснением;

...И среди этих людей нашлись люди не светских, [не знакомых ни с теми, ни с другими], — [кружок зрителей].

В сложном предложении ставится:

1) закрывающая обособленный член предложения или вводную конструкцию запятая перед тире:

  • между частями ССП со значением неожиданного присоединения, вывода, следствия;

  • между частями БСП с различными значениями, требующими постановки тире;

...Печорин начал расхваливать лошадь Казбича: уж такая-то она резвая, красивая, [словно серна], — ну, просто, по его словам, этакой и в целом мире нет.

2) закрывающая придаточную часть СПП запятая перед тире:

  • между подлежащим и сказуемым;

  • перед обобщающим однородные члены словом;

  • после однородного ряда с обобщающим словом перед продолжением предложения;

  • перед приложением в конце предложения, относящимся к слову в главной части СПП;

...Была только одна с ним, (которой он не таил), — [страсть к игре].

, —

(продолжение таблицы)

4) в бессоюзном сложном предложении:

  • для обозначения на письме резкой структурно-содержательной расчленённости предложения и/или выразительное отступление;

  • со значением присоединения во второй части, чаще со словами это, вот;

  • со значением пояснения, причины, времени, условия или следствия во второй части, чаще со словами так, тот, этот, такой;

...Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, — смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну.

5) в сложном предложении с разными видами связи:

  • при разграничении смысловых блоков после придаточной части на месте бессоюзной связи со значениями, требующими постановки тире;

  • при разграничении смысловых блоков, часто на месте двоеточия или точки с запятой в «перегруженных» конструкциях;

[...Его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух], (будто он рисует карикатуры на своих больных), — [больныe... почти все ему отказали].

, —

в предложениях с прямой речью перед словами автора:

  • после части предложения, разорванного словами автора;

— Скажи мне, — наконец прошептала она, — тебе очень весело меня мучить?

. —

  • после невосклицательного повествовательного / побудительного предложения;

— Мы давно не видались, — сказал я.

! —

  • после восклицательного повествовательного / побудительного предложения;

— Вера! — вскрикнул я невольно.

? —

  • после вопросительного предложения;

— А зачем же, — отвечал он, — по какому-либо условию

... —

  • после предложения с многоточием

, —

в предложениях с прямой речью после слов автора:

  • если слова автора разрывали предложение;

— Я сделал лучше, — отвечал я ему, — спас её от обморока на бале!..

. —

  • если слова автора (с одним глаголом речи) стояли между предложениями;

— Преглупый народ! — отвечал он. — Поверите ли, ничего не умеют, не способны ни к какому образованию!

: —

  • если слова автора содержали два глагола речи и стояли между предложениями;

— А разве он юнкер?.. — сказала она быстро и потом прибавила: — А я думала...

( !) / ( ?)

при восклицательных/вопросительных вставных конструкциях

( ), / ( );

( ) — / ( ) :

после вставной конструкции, если без неё в предложении на этом месте должен стоять знак препинания;

...Вряд ли, говорю, найдётся такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражён неприятно.

( !),

и т. п.

: «

1) после слов автора перед прямой речью (при оформлении в строку);

, «

2) после вводной конструкции со значением источника сообщения, пояснения при дальнейшем дословном цитировании;

Как писал М. Лермонтов, «предисловие ... или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критику».

3) после цитаты / прямой речи (в строку):

  • в невосклицательном повествовательном / побудительном предложении;

  • в других (по цели высказывания / интонации) видах предложения;

Бывало, спросишь её: «О чём ты вздохнула, Бэла?»

» , —

после прямой речи (в строку) перед словами автора:

  • в невосклицательном повествовательном / побудительном предложении;

«Я знала, что вы здесь», — сказала она.

  • в других (по цели высказывания / интонации) видах предложения;

«Идите за мной!» — сказала она, взяв меня за руку.

» . — «

!/?» — «

при оформлении диалога в строку без слов автора между репликами разных лиц:

«Откуда ветер, оттуда и счастье». — «...Разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится».

2. Придумайте (или подберите из изучаемых литературных произведений) примеры на пункты правила, не проиллюстрированные в таблице.

Решение. №34.1 (с. 235)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 235, номер 34.1, Решение
Решение 2. №34.1 (с. 235)

Ниже приведены примеры на пункты правил, которые не были проиллюстрированы в таблице из задания.

?!

Данное сочетание знаков используется для выражения сильной эмоциональной окрашенности (удивления, возмущения, недоверия) в вопросительном предложении.
Пример: Неужели ты не понимаешь, что натворил?!

!! / !!!

Используется для обозначения крайней эмоциональности высказывания, часто нарастающей.
Пример: Какая прекрасная погода!!!
Пример: Прекрати немедленно!!

, — (в простом предложении)

В таблице проиллюстрирован только один случай. Ниже приведены примеры на остальные пункты правила:

  • Между подлежащим и сказуемым:
    Пример: Мой старший брат, несмотря на свой юный возраст, — уже известный спортсмен.

  • Перед обобщающим словом после однородных членов:
    Пример: И поля, и леса, и далёкие горы, — всё утопало в утреннем тумане.

  • После однородного ряда с обобщающим словом перед продолжением предложения:
    Пример: Везде: и в гостиной, и в спальне, и на кухне, — был идеальный порядок.

, — (в сложном предложении)

В таблице проиллюстрированы не все случаи. Примеры на отсутствующие пункты:

  • Для обозначения резкой структурно-содержательной расчленённости или неожиданного присоединения:
    Пример: Он уже собирался уходить, — как вдруг в дверь позвонили.

  • Со значением присоединения во второй части (часто со словами это, вот):
    Пример: Он хорошо учился, участвовал в олимпиадах, — и это помогло ему поступить в лучший вуз страны.

? — (в предложениях с прямой речью)

Используется после вопросительного предложения в прямой речи перед словами автора.
Пример: — Ты придёшь сегодня вечером? — с надеждой спросила она.

... — (в предложениях с прямой речью)

Используется после прямой речи, которая передаёт прерванную, незаконченную мысль, перед словами автора.
Пример: — Я хотел сказать, что... — но тут его перебили.

( ! ) / ( ? )

Знаки ставятся внутри вставной конструкции, если она является восклицательным или вопросительным предложением.
Пример: Однажды вечером (помнишь, какая тогда была метель?) мы сидели у камина.
Пример: Он подарил мне огромный букет роз (вот это сюрприз!) и пригласил в театр.

( ) ; / ( ) — / ( ) :

В таблице приведён пример только на сочетание со знаком «запятая». Ниже примеры на другие случаи, когда после вставной конструкции требуется иной знак препинания.

  • Пример с точкой с запятой: Он активно занимался самообразованием (особенно его увлекала античная философия); это позволило ему стать интересным собеседником.

  • Пример с тире: Разные люди (и оптимисты, и пессимисты) — все сходились в одном мнении.

  • Пример с двоеточием: Он обладал всеми необходимыми качествами (в первую очередь честностью и смелостью): именно поэтому его и выбрали на эту должность.

, « »

Запятая ставится после вводной конструкции со значением источника сообщения при дальнейшем дословном цитировании.
Пример: По словам очевидцев, «пожар начался внезапно».

.» / !» / ...»

В таблице есть пример только с вопросительным знаком. Ниже примеры на другие случаи.

  • Пример с точкой: Учитель сказал: «Откройте учебники на странице сорок».

  • Пример с восклицательным знаком: Девочка радостно закричала: «Мама приехала!».

  • Пример с многоточием: Он задумчиво произнёс: «Если бы всё можно было вернуть...».

?» — / ...» —

В таблице есть пример только с восклицательным знаком. Ниже примеры на другие случаи.

  • Пример с вопросительным знаком: «Вы не подскажете, как пройти в библиотеку?» — вежливо спросил прохожий.

  • Пример с многоточием: «Как жаль, что всё так вышло...» — тихо прошептала она.

». — « / !» — « / ?» — «

При оформлении диалога без слов автора между репликами разных лиц.
Пример: — Сегодня чудесный день. — Да, давно не было такой хорошей погоды.
Пример: — Смотри, радуга! — Какая красивая!
Пример: — Ты пойдёшь с нами в поход? — А когда вы собираетесь?

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 34.1 расположенного на странице 235 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №34.1 (с. 235), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.