Проверяем себя, страница 24 - гдз по русскому языку 7 класс учебник Волынец, Литвинко
Авторы: Волынец Т. Н., Литвинко Ф. М., Долбик Е. Е., Таяновская И. В., Винник И. Р.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый
ISBN: 978-985-594-572-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
Стили речи. Параграф 4. Речевые и языковые средства стилей - страница 24.
Проверяем себя (с. 24)
Условие. Проверяем себя (с. 24)
скриншот условия
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
1. Расскажите о стилях речи. Какой из них не относится к книжным?
2. Охарактеризуйте любой стиль речи: 1) задача речи; 2) условия общения; 3) языковые средства.
3. Охарактеризуйте средства выразительности художественного стиля.
4. Найдите общее между стилями: разговорным и художественным; научным и официально-деловым; художественным и публицистическим.
**5. Используя материалы параграфа, подготовьте учебное сообщение «Стиль — понятие многозначное».
Решение. Проверяем себя (с. 24)
Решение 2. Проверяем себя (с. 24)
1.
Стили речи — это исторически сложившиеся, функционально обусловленные разновидности литературного языка, каждая из которых обслуживает определённую сферу человеческой деятельности и общения. Выделяют пять основных стилей:
- разговорный;
- научный;
- официально-деловой;
- публицистический;
- художественный.
Эти стили принято делить на две большие группы: разговорный и книжные. К книжным стилям относятся научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Соответственно, разговорный стиль не относится к книжным. Он используется в сфере неофициального, бытового общения, в то время как книжные стили функционируют преимущественно в письменной форме в официальной обстановке.
2.
В качестве примера охарактеризуем научный стиль речи.
1) задача речи: основная задача научного стиля — максимально точное, логичное и объективное сообщение научной информации, объяснение фактов, закономерностей, гипотез. Его главная функция — информативная (сообщение) и доказательная.
2) условия общения: сфера применения научного стиля — наука и образование. Он используется в статьях, монографиях, диссертациях, учебниках, лекциях, докладах. Обстановка общения, как правило, официальная, а форма речи — подготовленная, монологическая, преимущественно письменная. Адресатом выступает специалист или учащийся.
3) языковые средства:
- Лексика: широкое использование терминов (например, фотосинтез, суффикс, валентность), абстрактной лексики (например, развитие, система, свойство), отсутствие эмоционально-оценочных слов и разговорных выражений.
- Морфология: преобладание имён существительных, частое употребление глаголов в форме настоящего времени в «невременном» значении (например, вода кипит при 100 градусах), использование пассивных конструкций.
- Синтаксис: характерны сложные предложения с большим количеством союзов и союзных слов, вводные конструкции (во-первых, следовательно, таким образом), прямой порядок слов, безличные предложения (установлено, что...).
3.
Художественный стиль речи выполняет эстетическую функцию, то есть создаёт художественные образы и воздействует на чувства и воображение читателя. Для этого используется всё богатство языка, включая специальные средства выразительности:
- Тропы — слова и выражения, употреблённые в переносном значении для создания образа:
- Эпитет — образное определение (например, золотая осень, свинцовые тучи).
- Сравнение — сопоставление двух явлений (например, глаза, как звёзды).
- Метафора — скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой (например, костёр рябины красной).
- Олицетворение — наделение неживых предметов признаками живого существа (например, ветер поёт, ручей бежит).
- Гипербола — художественное преувеличение (например, сто лет не виделись).
- Литота — художественное преуменьшение (например, мужичок с ноготок).
- Стилистические (синтаксические) фигуры — особые построения речи, усиливающие её выразительность:
- Антитеза — противопоставление (например, «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень»).
- Инверсия — нарушение обычного порядка слов (например, «Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням»).
- Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа (например, «Куда ты скачешь, гордый конь?»).
- Анафора — повторение одинаковых слов в начале нескольких фраз (например, «Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём...»).
Сочетание этих и других средств создаёт уникальный образный строй литературного произведения.
4.
Несмотря на различия, между стилями есть и общие черты:
- Разговорным и художественным: Их сближает широкое использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии. Художественный стиль часто включает элементы разговорного (особенно в речи персонажей) для придания повествованию живости, достоверности и для речевой характеристики героев.
- Научным и официально-деловым: Оба стиля относятся к книжным, и их объединяет стремление к точности, объективности, безличности и логичности изложения. Для них характерно использование терминологии (научной или специальной), сложных синтаксических конструкций и отсутствие средств выразительности.
- Художественным и публицистическим: Общей для них является функция воздействия на читателя. Если художественный стиль воздействует эстетически, то публицистический — социально-политически. Оба стиля активно используют выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, риторические вопросы и т.д.), чтобы привлечь внимание, убедить и повлиять на эмоции и мысли аудитории.
**5.
Понятие «стиль» действительно является многозначным и используется в разных значениях не только в языке, но и в других сферах жизни.
Во-первых, в языкознании под стилем чаще всего понимают функциональный стиль речи. Это система языковых средств, которая используется в определённой сфере общения (наука, делопроизводство, бытовое общение и т.д.). В этом значении мы говорим о научном, официально-деловом, публицистическом, художественном и разговорном стилях.
Во-вторых, существует понятие индивидуального стиля, или идиостиля. Это совокупность уникальных языковых приёмов и особенностей, характерных для речи конкретного человека, прежде всего — писателя. Например, мы легко узнаём стиль Пушкина по его лёгкости и точности или стиль Достоевского по психологической напряжённости и особому синтаксису.
В-третьих, говорят о стиле эпохи или литературного направления. Это общие черты, присущие языку произведений, созданных в определённый исторический период или в рамках одного творческого метода (например, стиль классицизма с его строгими правилами или стиль романтизма с его эмоциональностью).
Наконец, в самом широком смысле слово «стиль» означает просто манеру, способ что-либо делать. Мы говорим о стиле в одежде, в архитектуре, в поведении, в управлении. Таким образом, понятие «стиль» охватывает как крупные функциональные разновидности языка, так и уникальную манеру отдельного автора или даже общую характеристику целой эпохи, что и подтверждает его многозначность.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 7 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 24 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 24), авторов: Волынец (Татьяна Николаевна), Литвинко (Франя Михайловна), Долбик (Елена Евгеньевна), Таяновская (И В), Винник (И Р), учебного пособия издательства Национальный институт образования.