Номер 3.178, страница 194 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Параграф 13. Дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов для решения рациональных неравенств - номер 3.178, страница 194.
№3.178 (с. 194)
Условие. №3.178 (с. 194)
скриншот условия
3.178. Найдите область определения функции:
а) $y = \sqrt{(x^2 - 4x + 3)(x - 2)};$
б) $y = \sqrt{(x^2 + 6x + 5)(1 - x^2)};$
в) $y = \sqrt{\frac{2 - x - x^2}{2x + 3}};$
г) $y = \sqrt{\frac{x^2 - 6x + 8}{x^2 - 11x + 28}}.$
Решение. №3.178 (с. 194)
Решение 2. №3.178 (с. 194)
а) $y = \sqrt{(x^2 - 4x + 3)(x - 2)}$
Область определения функции задается условием, что выражение под знаком квадратного корня должно быть неотрицательным:
$(x^2 - 4x + 3)(x - 2) \ge 0$
Сначала разложим на множители квадратный трехчлен $x^2 - 4x + 3$. Найдем его корни, решив уравнение $x^2 - 4x + 3 = 0$. По теореме Виета, сумма корней равна 4, а произведение равно 3. Следовательно, корни равны $x_1 = 1$ и $x_2 = 3$.
Тогда $x^2 - 4x + 3 = (x - 1)(x - 3)$.
Неравенство принимает вид:
$(x - 1)(x - 3)(x - 2) \ge 0$
Решим это неравенство методом интервалов. Корни многочлена: 1, 2, 3. Отметим эти точки на числовой оси и определим знаки выражения в каждом интервале.
- При $x > 3$: $(+)(+)(+) > 0$. Знак "+".
- При $2 < x < 3$: $(+)(-)(+) < 0$. Знак "-".
- При $1 < x < 2$: $(+)(-)(-) > 0$. Знак "+".
- При $x < 1$: $(-)(-)(-) < 0$. Знак "-".
Нам нужны интервалы, где выражение больше или равно нулю. Это объединение промежутков $[1, 2]$ и $[3, +\infty)$.
Ответ: $x \in [1, 2] \cup [3, +\infty)$.
б) $y = \sqrt{(x^2 + 6x + 5)(1 - x^2)}$
Область определения функции задается условием:
$(x^2 + 6x + 5)(1 - x^2) \ge 0$
Разложим на множители каждый сомножитель.
Для $x^2 + 6x + 5=0$, по теореме Виета, корни $x_1 = -1$, $x_2 = -5$. Значит, $x^2 + 6x + 5 = (x + 1)(x + 5)$.
Для $1 - x^2$, используя формулу разности квадратов, получаем $1 - x^2 = (1 - x)(1 + x)$.
Подставляем разложения в неравенство:
$(x + 1)(x + 5)(1 - x)(1 + x) \ge 0$
$(x + 5)(x + 1)^2(1 - x) \ge 0$
Решим методом интервалов. Корни: -5, -1 (кратность 2), 1.
- При $x > 1$: $(+)(+)(-) < 0$. Знак "-".
- При $-1 < x < 1$: $(+)(+)(+) > 0$. Знак "+".
- При $-5 < x < -1$: $(+)(+)(+) > 0$. Знак "+". (Знак не меняется при переходе через корень четной кратности $x=-1$).
- При $x < -5$: $(-)(+)(+) < 0$. Знак "-".
Выражение больше или равно нулю на промежутке $[-5, 1]$. Точки -5, -1, 1 включаются, так как неравенство нестрогое.
Ответ: $x \in [-5, 1]$.
в) $y = \sqrt{\frac{2 - x - x^2}{2x + 3}}$
Область определения функции задается системой условий:
$\begin{cases} \frac{2 - x - x^2}{2x + 3} \ge 0 \\ 2x + 3 \neq 0 \end{cases}$
Решим неравенство $\frac{2 - x - x^2}{2x + 3} \ge 0$. Разложим числитель на множители. $2 - x - x^2 = -(x^2 + x - 2)$. Корни $x^2 + x - 2 = 0$ это $x_1 = 1$ и $x_2 = -2$.
Значит, $2 - x - x^2 = -(x - 1)(x + 2) = (1 - x)(x + 2)$.
Неравенство принимает вид: $\frac{(1 - x)(x + 2)}{2x + 3} \ge 0$.
Используем метод интервалов. Нули числителя: $x=1, x=-2$. Нуль знаменателя: $x = -3/2$.
Отметим точки -2, $-1\frac{1}{2}$, 1 на числовой оси и определим знаки дроби в интервалах.
- При $x > 1$: $\frac{(-)(+)}{(+)} < 0$. Знак "-".
- При $-1\frac{1}{2} < x < 1$: $\frac{(+)(+)}{(+)} > 0$. Знак "+".
- При $-2 < x < -1\frac{1}{2}$: $\frac{(+)(+)}{(-)} < 0$. Знак "-".
- При $x < -2$: $\frac{(+)(-)}{(-)} > 0$. Знак "+".
Дробь больше или равна нулю при $x \in (-\infty, -2] \cup (-1\frac{1}{2}, 1]$. Точка $x=-2$ включается, так как числитель равен нулю. Точка $x=1$ включается. Точка $x=-1\frac{1}{2}$ исключается, так как знаменатель обращается в ноль.
Ответ: $x \in (-\infty, -2] \cup (-1\frac{1}{2}, 1]$.
г) $y = \sqrt{\frac{x^2 - 6x + 8}{x^2 - 11x + 28}}$
Область определения функции задается системой условий:
$\begin{cases} \frac{x^2 - 6x + 8}{x^2 - 11x + 28} \ge 0 \\ x^2 - 11x + 28 \neq 0 \end{cases}$
Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель: $x^2 - 6x + 8 = 0$. Корни $x_1 = 2, x_2 = 4$. Так что $x^2 - 6x + 8 = (x - 2)(x - 4)$.
Знаменатель: $x^2 - 11x + 28 = 0$. Корни $x_1 = 4, x_2 = 7$. Так что $x^2 - 11x + 28 = (x - 4)(x - 7)$.
Неравенство принимает вид: $\frac{(x - 2)(x - 4)}{(x - 4)(x - 7)} \ge 0$.
Из условия $x^2 - 11x + 28 \neq 0$ следует, что $x \neq 4$ и $x \neq 7$.
При $x \neq 4$ мы можем сократить дробь на $(x-4)$:
$\frac{x - 2}{x - 7} \ge 0$
Решим это неравенство методом интервалов. Нули: $x=2$ и $x=7$.
- При $x > 7$: $\frac{(+)}{(+)} > 0$. Знак "+".
- При $2 < x < 7$: $\frac{(+)}{(-)} < 0$. Знак "-".
- При $x < 2$: $\frac{(-)}{(-)} > 0$. Знак "+".
Решение неравенства: $(-\infty, 2] \cup (7, +\infty)$. Это решение удовлетворяет условиям $x \neq 4$ (так как 4 не входит в полученные промежутки) и $x \neq 7$.
Ответ: $x \in (-\infty, 2] \cup (7, +\infty)$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 3.178 расположенного на странице 194 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.178 (с. 194), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.