Номер 864, страница 205 - гдз по химии 10 класс сборник задач Матулис, Матулис
Авторы: Матулис В. Э., Матулис В. Э., Колевич Т. А.
Тип: Сборник задач
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-959-7
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 4. Азотсодержащие органические соединения. 4.2. Аминокислоты - номер 864, страница 205.
№864 (с. 205)
Условие. №864 (с. 205)
скриншот условия
864. Натриевую соль аланина растворили в воде. К раствору добавляли соляную кислоту до тех пор, пока $ \text{pH} $ раствора не стал приблизительно равен 7. Затем к полученному раствору прибавили избыток соляной кислоты. Напишите уравнения протекающих при этом реакций. Какие вещества будут входить в состав твердого остатка, полученного после выпаривания образовавшегося раствора?
Решение. №864 (с. 205)
Решение 2. №864 (с. 205)
Напишите уравнения протекающих при этом реакций.
Аланин ($CH_3-CH(NH_2)-COOH$) — это амфотерное соединение (аминокислота), которое может реагировать и с кислотами, и с основаниями. Его натриевая соль, аланинат натрия ($CH_3-CH(NH_2)-COONa$), является солью, образованной слабой кислотой (аланином) и сильным основанием ($NaOH$), поэтому ее водный раствор имеет щелочную среду ($pH > 7$) из-за гидролиза по аниону.
Процесс можно разделить на два этапа:
1. Добавление соляной кислоты до $pH \approx 7$.
При добавлении соляной кислоты ($HCl$) к раствору аланината натрия происходит реакция нейтрализации. Более сильная соляная кислота вытесняет более слабую аминокислоту из ее соли. Реакция продолжается до тех пор, пока вся соль не прореагирует. В результате образуется аланин, который в нейтральной среде существует преимущественно в виде биполярного иона (цвиттер-иона), и хлорид натрия.
Уравнение первой реакции:
$CH_3-CH(NH_2)-COONa + HCl \rightarrow H_3N^+-CH(CH_3)-COO^- + NaCl$
2. Добавление избытка соляной кислоты.
После того как вся натриевая соль превратилась в аланин, дальнейшее добавление соляной кислоты приводит к реакции с самим аланином (в форме цвиттер-иона). В кислой среде протонируется основный центр цвиттер-иона — карбоксилатная группа ($-COO^-$). В результате образуется катион аланина, который с хлорид-ионом из соляной кислоты образует соль — гидрохлорид аланина.
Уравнение второй реакции:
$H_3N^+-CH(CH_3)-COO^- + HCl \rightarrow [H_3N^+-CH(CH_3)-COOH]Cl^-$
Ответ:
1. $CH_3-CH(NH_2)-COONa + HCl \rightarrow H_3N^+-CH(CH_3)-COO^- + NaCl$
2. $H_3N^+-CH(CH_3)-COO^- + HCl \rightarrow [H_3N^+-CH(CH_3)-COOH]Cl^-$
Какие вещества будут входить в состав твердого остатка, полученного после выпаривания образовавшегося раствора?
После проведения всех описанных реакций конечный раствор будет содержать:
хлорид натрия ($NaCl$), образовавшийся в первой реакции;
гидрохлорид аланина ($[H_3N^+-CH(CH_3)-COOH]Cl^-$), образовавшийся во второй реакции;
непрореагировавший избыток соляной кислоты ($HCl$);
растворитель — воду ($H_2O$).
При выпаривании раствора удаляются летучие вещества. Вода ($T_{кип} = 100^\circ C$) и соляная кислота (является раствором летучего газа $HCl$ в воде) испарятся. В твердом остатке останутся только нелетучие кристаллические вещества — соли.
Ответ: В состав твердого остатка будут входить две соли: хлорид натрия ($NaCl$) и гидрохлорид аланина ($[H_3N^+-CH(CH_3)-COOH]Cl^-$).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 10 класс, для упражнения номер 864 расположенного на странице 205 к сборнику задач 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №864 (с. 205), авторов: Матулис (Вадим Эдвардович), Матулис (Виталий Эдвардович), Колевич (Татьяна Александровна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Национальный институт образования.