Номер 138, страница 84 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 18. Состав слова - номер 138, страница 84.

№138 (с. 84)
Условие. №138 (с. 84)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 84, номер 138, Условие

138. 1. Выделите корни в данных словах. Сравните их значение. В языкознании такие корни называют омокорнями. Поясните смысл названия.

Целенький — прицелиться, покупка — купать, душевный — душевной, мельник — мель, водица — приводить, гористый — горе, носилки — носик, голубенький — голубь.

2. Омонимичными могут быть не только корни, но и другие значимые части слова: приставки, суффиксы, окончания. Например: соавтор — соскрести, внучка — морковка, книга — читала. Докажите, что слова графиня, домина, горошина, ширина, царапина, баранина содержат морфемы-омонимы.

Решение. №138 (с. 84)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 84, номер 138, Решение
Решение 2. №138 (с. 84)

1.

В представленных парах слов корни, совпадающие по звучанию и написанию, имеют разное лексическое значение.

Целенький — прицелиться. В первом слове корень -цел- со значением «невредимый, весь» (проверочное слово — целый). Во втором слове корень -цел- со значением «мишень» (проверочное слово — цель).
покупка — купать. В первом слове корень -куп- со значением «приобретать за деньги» (проверочное слово — купить). Во втором слове корень -куп- со значением «погружать в воду, мыть» (проверочное слово — искупаться).
душевный — душевой. В первом слове корень -душ- со значением «внутренний мир человека» (проверочное слово — душа). Во втором слове корень -душ- со значением «приспособление для мытья» (проверочное слово — душ).
мельник — мель. В первом слове корень -мель- со значением «раздроблять, превращать в муку» (проверочное слово — молоть). Во втором слове корень -мель- со значением «мелкое место в водоеме».
водица — приводить. В первом слове корень -вод- со значением «жидкость, H₂O» (проверочное слово — воды). Во втором слове корень -вод- со значением «вести, направлять движение» (проверочное слово — водит).
гористый — горе. В первом слове корень -гор- со значением «возвышенность» (проверочное слово — горы). Во втором слове корень -гор- со значением «несчастье, печаль».
носилки — носик. В первом слове корень -нос- со значением «перемещать что-либо» (проверочное слово — носить). Во втором слове корень -нос- со значением «орган обоняния».
голубенький — голубь. В первом слове корень -голуб- со значением «цвет, синий» (проверочное слово — голубой). Во втором слове корень -голубь- со значением «птица».

Такие корни, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разные, не связанные между собой значения, называются омокорнями (или омонимичными корнями). Смысл названия происходит от греческих слов homos — «одинаковый» и русского слова корень. То есть это «одинаковые корни», но одинаковые лишь по форме, а не по содержанию (значению).

2.

В словах графиня, домина, горошина, ширина, царапина, баранина содержатся морфемы-омонимы, а именно — омонимичные суффиксы. В каждом из этих слов присутствует суффикс -ин-, который пишется одинаково, но имеет совершенно разное значение.

Доказательство заключается в разборе слов по составу и определении значения суффикса в каждом случае:

В слове графиня (граф-ин-я) суффикс -ин- имеет значение «лицо женского пола» (супруга графа).
В слове домина (дом-ин-а) суффикс -ин- имеет увеличительное значение (очень большой дом).
В слове горошина (горош-ин-а) суффикс -ин- имеет значение единичности (одна штука из множества).
В слове ширина (шир-ин-а) суффикс -ин- служит для образования отвлеченного имени существительного, обозначающего признак (от прилагательного широкий).
В слове царапина (царап-ин-а) суффикс -ин- обозначает результат действия (то, что получилось в результате царапания).
В слове баранина (баран-ин-а) суффикс -ин- обозначает сорт мяса.

Таким образом, мы видим, что суффикс -ин- в данных словах является омонимичным, так как при одинаковом написании он выражает шесть разных грамматических и лексических значений.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 138 расположенного на странице 84 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №138 (с. 84), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.