Проверяем себя, страница 82 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Смысловая сторона слова. Параграф 17. Фразеологические обороты и их употребление в речи - страница 82.
Проверяем себя (с. 82)
Условие. Проверяем себя (с. 82)
скриншот условия
Проверяем себя
1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова? В чём заключается различие между ними?
2. Какие слова называются многозначными? Чем отличается переносное значение слова от прямого? На основе чего и как происходит перенос наименования одного предмета (признака, действия) на другой?
3. Какие слова называются омонимами? Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
4. Что такое синонимы? Назовите их виды.
5. Каковы основные особенности антонимов? Чем отличаются языковые и контекстуальные антонимы?
6. В чём отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов?
Решение. Проверяем себя (с. 82)
Решение 2. Проверяем себя (с. 82)
1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова? В чём заключается различие между ними?
У каждого слова в языке есть лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение – это его смысловое содержание, то, что слово обозначает; его соотнесённость с определённым предметом, явлением, признаком или действием реального мира. Это индивидуальное значение, которое отличает одно слово от другого. Например, лексическое значение слова «книга» – «произведение печати в виде сброшюрованных листов с каким-либо текстом». Лексическое значение разъясняется в толковых словарях.
Грамматическое значение – это обобщённое, абстрактное значение, свойственное целым классам слов. Оно указывает на принадлежность слова к определённой части речи и его грамматические характеристики, такие как род, число, падеж, время, лицо и т. д. Грамматическое значение показывает, как слово функционирует в предложении. Для слова «книга» грамматическими значениями будут: существительное, нарицательное, неодушевлённое, женский род, единственное число, именительный падеж.
Различие между ними заключается в следующем: лексическое значение является конкретным и уникальным для слова, а грамматическое – общим и абстрактным для группы слов. Лексическое значение связано с содержанием речи, а грамматическое – с её строением. Грамматическое значение выражается формальными средствами языка (окончаниями, суффиксами, предлогами), в то время как лексическое значение заключено в корне слова и раскрывается в контексте.
2. Какие слова называются многозначными? Чем отличается переносное значение слова от прямого? На основе чего и как происходит перенос наименования одного предмета (признака, действия) на другой?
Многозначными (или полисемантичными) называются слова, которые имеют два или более лексических значения, связанных между собой. Одно из значений является прямым (основным), а остальные – переносными (вторичными). Например, слово «крыло» может означать: 1) орган полёта у птиц (прямое значение); 2) несущая поверхность самолёта (переносное); 3) боковая часть здания, флигель (переносное); 4) часть ветряной мельницы (переносное).
Прямое значение – это основное, исходное значение слова, которое непосредственно указывает на предмет или явление. Переносное значение возникает в результате переноса названия с одного предмета на другой на основе какого-либо сходства. Прямое значение обычно не зависит от контекста, в то время как переносное, как правило, проявляется именно в контексте.
Перенос наименования происходит на основе ассоциаций между двумя предметами или явлениями. Существует несколько основных типов переноса:
- Метафора – перенос наименования на основе сходства. Сходство может быть по форме (нос лодки), по цвету (золотая осень), по функции (дворник у автомобиля), по расположению (хвост поезда) или по характеру (железная воля).
- Метонимия – перенос наименования на основе смежности (реальной связи) предметов или понятий. Например, перенос с сосуда на его содержимое (выпить чашку), с материала на изделие из него (ходить в золоте), с автора на его произведение (читать Пушкина), с места на людей в этом месте (весь зал аплодировал).
- Синекдоха (разновидность метонимии) – перенос наименования с части на целое или с целого на часть. Например, использование единственного числа вместо множественного (швед, русский колет, рубит, режет) или части вместо целого (нужна крыша над головой, где «крыша» означает «дом»).
3. Какие слова называются омонимами? Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
Омонимы – это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные, не связанные друг с другом лексические значения. Например: ключ (родник) и ключ (для замка); лук (растение) и лук (оружие); брак (супружество) и брак (дефект).
Отличие омонимов от многозначных слов является принципиальным. У многозначного слова все значения семантически связаны между собой, одно значение развилось из другого. Например, значения слова «звезда» (небесное тело, знаменитость, геометрическая фигура) связаны общим признаком яркости, центрального положения. В толковых словарях все значения многозначного слова даются в одной словарной статье под номерами.
У омонимов, напротив, никакой смысловой связи между значениями нет. Это два или более разных слова, которые случайно совпали по форме. В толковых словарях омонимы всегда приводятся в разных словарных статьях и помечаются надстрочными цифрами (например, Лук¹, Лук²).
4. Что такое синонимы? Назовите их виды.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют близкое или тождественное лексическое значение. Синонимы делают речь богаче, выразительнее и позволяют точнее передавать мысль. Пример синонимического ряда: смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный.
В зависимости от того, чем они различаются, выделяют следующие виды синонимов:
- Смысловые (идеографические) синонимы – различаются оттенками в значении. Например, жара (высокая температура воздуха), зной (сильная, изнуряющая жара от раскалённого солнца), пекло (крайняя степень жары, разговорное).
- Стилистические синонимы – имеют одинаковое значение, но используются в разных стилях речи (книжном, разговорном, нейтральном, просторечном). Например: лицо (нейтральное), лик (высокий, поэтический стиль), морда (просторечное, грубое).
- Семантико-стилистические синонимы – различаются и оттенками значения, и стилистической окраской. Например, идти (нейтральное), брести (разговорное, означает идти медленно, с трудом), шествовать (книжное, означает идти торжественно, важно).
- Абсолютные (полные) синонимы – слова, полностью совпадающие по значению и употреблению. В языке их очень мало. Часто это пара из исконного слова и заимствования: языкознание – лингвистика, азбука – алфавит.
5. Каковы основные особенности антонимов? Чем отличаются языковые и контекстуальные антонимы?
Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения. Основная особенность антонимов в том, что они выражают противоположность на основе общего признака (размера, веса, чувства, времени и т.д.). Например, большой – маленький (признак – размер), любовь – ненависть (признак – чувство).
Антонимы делятся на два основных типа:
- Языковые (узуальные) антонимы – это слова, противоположность значений которых закреплена в системе языка. Такие пары существуют независимо от контекста, и их противоположность понятна всем носителям языка. Примеры: хороший – плохой, правда – ложь, день – ночь, говорить – молчать.
- Контекстуальные (окказиональные) антонимы – это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте. Вне этого контекста они не являются антонимами. Такие антонимы часто используются в художественной литературе для создания выразительности. Например, у А. С. Пушкина: «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень». Здесь «стихи» и «проза», «волна» и «камень» противопоставляются как антонимы, хотя в языке они таковыми не являются.
6. В чём отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов?
Фразеологизм (или фразеологический оборот) – это устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание, которое воспроизводится в речи в готовом виде. Его отличие от свободного словосочетания проявляется в нескольких аспектах:
- Целостность значения: У фразеологизма значение целостное и часто образное, оно не выводится из суммы значений составляющих его слов (например, «бить баклуши» означает «бездельничать», а не буквально бить по заготовкам для ложек). В свободном словосочетании (бить посуду) каждое слово сохраняет своё самостоятельное значение, и общий смысл равен их сумме.
- Постоянство состава и структуры: Фразеологизм имеет постоянный лексический состав и грамматическую структуру. В нём, как правило, нельзя заменять или переставлять слова (нельзя сказать «бить баклушу» или «колотить баклуши», изменив идиому). В свободном словосочетании слова можно легко заменять (бить посуду, колоть дрова, читать книгу).
- Воспроизводимость в речи: Фразеологизмы не создаются в процессе речи, а воспроизводятся как готовые единицы, хранящиеся в памяти (как отдельные слова). Свободные словосочетания каждый раз создаются говорящим заново.
- Синтаксическая роль: В предложении весь фразеологизм является одним членом предложения. Например, в предложении «Он работал спустя рукава» всё сочетание является обстоятельством образа действия. В свободном словосочетании каждое слово является отдельным членом предложения.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 82 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 82), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.