Номер 141, страница 86 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 18. Состав слова - номер 141, страница 86.

№141 (с. 86)
Условие. №141 (с. 86)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 86, номер 141, Условие

141. 1. Объясните смысл пословиц и поговорок.

2. Запишите выделенные слова двумя группами: 1) однокоренные слова; 2) формы одного и того же слова. Приведите алгоритм рассуждения, который вы использовали при выполнении задания (см. упр. 140).

1. Большому кораблю — большое плаванье.

2. Честь лучше бесчестья.

3. Ученье — свет, а неученье — тьма.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Рыбак рыбака видит издалека.

6. Жизнь прожить — не поле перейти.

7. Все хорошо, что хорошо кончается.

8. Один за всех, все за одного.

9. С волками жить — по-волчьи выть.

10. Воду толочь — вода и будет.

Решение. №141 (с. 86)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 86, номер 141, Решение
Решение 2. №141 (с. 86)
1.

Объяснение смысла пословиц и поговорок:

  1. Большому кораблю — большое плаванье. — Эта пословица означает, что выдающемуся, талантливому человеку открыты большие возможности и его ждёт великое будущее.
  2. Честь лучше бесчестья. — Смысл в том, что сохранять достоинство и доброе имя важнее любых выгод, полученных нечестным путём. Моральные принципы ценятся выше материальных благ.
  3. Ученье — свет, а неученье — тьма. — Знания и образование просвещают человека, открывают ему мир и дают новые возможности, в то время как невежество обрекает на ограниченную и трудную жизнь.
  4. Любишь кататься, люби и саночки возить. — Если хочешь наслаждаться результатами и удовольствиями, нужно быть готовым приложить усилия и потрудиться для их достижения.
  5. Рыбак рыбака видит издалека. — Люди со схожими интересами, взглядами на жизнь или профессией легко находят общий язык и понимают друг друга.
  6. Жизнь прожить — не поле перейти. — Жизненный путь долог, сложен и полон трудностей, его нельзя пройти легко и беззаботно.
  7. Все хорошо, что хорошо кончается. — Удачный исход дела заставляет забыть о трудностях и проблемах, которые встречались на пути к цели. Главное — это конечный результат.
  8. Один за всех, все за одного. — Этот принцип выражает идею коллективной ответственности, сплочённости и взаимопомощи в группе, где каждый готов помочь другому, а весь коллектив — каждому отдельному его члену.
  9. С волками жить — по-волчьи выть. — Находясь в определённом обществе или коллективе, необходимо придерживаться его правил, обычаев и норм поведения, чтобы адаптироваться.
  10. Воду толочь — вода и будет. — Эта поговорка описывает бесполезное, бессмысленное занятие, которое не приносит никакого результата, пустую трату времени и сил.
2.

Выделенные слова, разделенные на две группы:

1) однокоренные слова:

  • честь — бесчестья (существительные с общим корнем -чест-, но разным лексическим значением из-за приставки бес-);
  • ученье — неученье (существительные с общим корнем -уч- и противоположным значением из-за приставки не-);
  • жизнь — прожить (существительное и глагол с общим корнем -жи-, разные части речи);
  • волками — по-волчьи (форма существительного волк и наречие, образованное от него; слова с общим корнем -волк-, но разные части речи).

2) формы одного и того же слова:

  • большому — большое (разные падежные и родовые формы прилагательного большой);
  • рыбак — рыбака (разные падежные формы существительного рыбак);
  • хорошо — хорошо (одна и та же форма наречия хорошо);
  • всех — все (разные падежные формы местоимения весь);
  • воду — вода (разные падежные формы существительного вода).

Алгоритм рассуждения для различения однокоренных слов и форм одного слова:

  1. Сначала нужно определить, является ли общая часть слов корнем. Для этого можно подобрать другие однокоренные слова.
  2. Далее следует определить лексическое значение слов. Если лексическое значение одно и то же, а различаются только грамматические признаки (падеж, число, род, лицо, время), то это формы одного и того же слова. Эти грамматические значения обычно выражаются окончаниями.
  3. Если у слов с общим корнем разные лексические значения (часто из-за приставок и суффиксов) или они относятся к разным частям речи (например, существительное и глагол), то это однокоренные слова. Однокоренные слова образуются с помощью словообразовательных морфем (приставок, суффиксов).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 141 расположенного на странице 86 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №141 (с. 86), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.