Номер 2.21, страница 14 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 2. Нормы русского литературного языка - номер 2.21, страница 14.
№2.21 (с. 14)
Условие. №2.21 (с. 14)
скриншот условия
2.21. 1. Прочитайте текст. Определите его стиль и тип. Какая часть речи в данном тексте выполняет основную текстообразующую роль?
2. Спишите, решая орфографические задачи.
(1) А ведь было время, когда Плюшкин был женат, и сосед, заезжая к нему пообедать, бывало, слуша..т и учит(?)ся у него хозяйству. (2) Сам хозяин являлся к столу в (не)много поноше(н/нн)ом, но опрятном сюртуке, (не)было (н..)где никакой заплаты. (3) Но добрая хозяйка умерла. (4) Плюшкин стал чаще беспокоит(?)ся и, как все вдовцы, подозр..вать всех и скупит(?)ся. (5) На старшую дочь он (не)мог положит(?)ся, да и оказался прав, потому(что) она скоро убежала с гусаром, обвен(?)чавшись с ним где(то) (на)скоро в деревенской церкви. (6) В доме стал.. ещ.. пустее. (7) Во владельце стал.. заметнее обнаруж..ват(?)ся скупость. (8) Учитель(француз) был отпущ..н, потому(что) сыну пр..шла пора на службу. (9) Мадам была прогна..а, потому(что) оказал..сь замеш..(н/нн)а в побеге старш..й дочери хозяина. (10) (На)конец, последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, ум..рла. (11) С годами в его доме (не)заколоче(н/нн)ыми остались только два окна, из к..торых одно было закле..(н/нн)о бумагой. (12) А в хозяйстве (всё)равно доход собирался (по)прежнему. (13) Всё сваливал..сь в кладовые, и всё становил..сь гниль и прореха, и сам он обратился (на)конец в какую(то) прореху на человечестве (по Н. Гоголю).
А. Лаптев.
Плюшкин у сундука
3. Определите спряжение глаголов, выделите суффиксы причастий и деепричастий.
4. Выпишите имена существительные, образованные суффиксальным способом, в скобках укажите производящие слова.
5. К выделенным словам подберите синонимы и антонимы.
6. Постановку знаков препинания в предложении 13 объясните графически.
7. Определите, аллитерация каких звуков в предложениях 4—7 текста передаёт подозрительность, скупость Плюшкина, проявившиеся после трагедии в его жизни.
Решение. №2.21 (с. 14)
Решение 2. №2.21 (с. 14)
1. Стиль текста — художественный. Тип речи — повествование с элементами описания. Основную текстообразующую роль в тексте выполняют глаголы, которые передают смену событий и состояний героя, показывая процесс его деградации.
2. (1) А ведь было время, когда Плюшкин был женат, и сосед, заезжая к нему пообедать, бывало, слушает и учится у него хозяйству. (2) Сам хозяин являлся к столу в немного поношенном, но опрятном сюртуке, не было нигде никакой заплаты. (3) Но добрая хозяйка умерла. (4) Плюшкин стал чаще беспокоиться и, как все вдовцы, подозревать всех и скупиться. (5) На старшую дочь он не мог положиться, да и оказался прав, потому что она скоро убежала с гусаром, обвенчавшись с ним где-то наскоро в деревенской церкви. (6) В доме стало ещё пустее. (7) Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость. (8) Учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу. (9) Мадам была прогнана, потому что оказалась замешана в побеге старшей дочери хозяина. (10) Наконец, последняя дочь, оставшаяся с ним в доме, умерла. (11) С годами в его доме незаколоченными остались только два окна, из которых одно было заклеено бумагой. (12) А в хозяйстве всё равно доход собирался по-прежнему. (13) Всё сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве (по Н. Гоголю).
3.
Глаголы:
слушают (I спр.), учиться (II спр.), беспокоиться (II спр.), подозревать (I спр.), скупиться (II спр.), положиться (II спр.), обнаруживаться (I спр.). (Глаголы в форме прошедшего времени и инфинитива не изменяются по лицам и числам, поэтому спряжение для них не определяется, кроме случаев словоизменения в будущем времени).
Причастия:
поношенном (суффикс -енн-), отпущен (суффикс -ен-), прогнана (суффикс -н-), замешана (суффикс -н-), оставшаяся (суффикс -вш-), незаколоченными (суффикс -енн-), заклеено (суффикс -ен-).
Деепричастия:
заезжая (суффикс -я-), обвенчавшись (суффикс -вши-).
4. Хозяйка (хозяин), вдовец (вдова), владелец (владеть), скупость (скупой), учитель (учить), служба (служить), человечество (человек).
5.
Опрятном:
синонимы — аккуратном, чистом, чистоплотном;
антонимы — неряшливом, грязном, неаккуратном.
Скупость:
синонимы — жадность, скряжничество, прижимистость;
антонимы — щедрость, расточительность.
6. Предложение «Всё сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве» является сложносочинённым, состоящим из трёх грамматических основ, соединённых повторяющимся союзом «и». Запятые разделяют простые предложения в составе сложного.
Графическая схема: [= -], и [- =], и [- =].
7. Подозрительность и скупость Плюшкина, проявившиеся после трагедии, передаются через аллитерацию — частое повторение шипящих и свистящих согласных звуков [с], [з], [ц], [ш], [щ], [ч]. Это создаёт звуковой образ шуршания, шепота, неприятного шипения, который на подсознательном уровне ассоциируется с мелочностью, подозрительностью и усиливающейся жадностью героя. Особенно ярко это проявляется во фразах: «...стал чаще беспокоиться и, как все вдовцы, подозревать всех и скупиться», «Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость».
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 2.21 расположенного на странице 14 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №2.21 (с. 14), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.