Номер 3.5, страница 17 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 3. Текст. Его основные признаки, функционирование в тексте языковых единиц - номер 3.5, страница 17.
№3.5 (с. 17)
Условие. №3.5 (с. 17)
скриншот условия
Pp ⬆ 3.5. Произведите лингвостилистический анализ текста: 1) определите его тему, основную мысль; 2) назовите опорные слова, раскрывающие тему текста; 3) определите тип речи; охарактеризуйте композиционную схему текста; 4) выявите лексико-грамматические средства и вид связи предложений в тексте; 5) определите речевую ситуацию и задачу речи, установите стиль текста; 6) укажите средства выразительности речи.
Я считаю, что нашему языку ничто не угрожает. Но есть серьёзная угроза речевой культуре (и культуре в целом), когда человек даже не представляет себе богатейших ресурсов и возможностей родного языка в его познавательной и коммуникативной функции. Противостоять этой опасности можно, только признав, что чувствовать язык так же естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость, и чувство языка надо ценить и развивать. Ведь функция языка не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание (по Л. Зубовой).
Решение. №3.5 (с. 17)
Решение 2. №3.5 (с. 17)
1) определите его тему, основную мысль;
Тема текста — состояние современной речевой культуры и роль языка в жизни человека. Основная мысль заключается в том, что реальная угроза нависла не над языком как системой, а над речевой культурой, то есть умением людей пользоваться его богатством. Чтобы сохранить культуру речи, необходимо развивать в себе «чувство языка», осознавая его фундаментальную роль в формировании нашего сознания.
2) назовите опорные слова, раскрывающие тему текста;
Опорные слова: язык, угроза, речевая культура, ресурсы и возможности, чувствовать язык, ценить и развивать, функция языка, формирует сознание.
3) определите тип речи; охарактеризуйте композиционную схему текста;
Тип речи — рассуждение. Автор выдвигает тезис, доказывает его и делает вывод. Композиционная схема текста:
1. Тезис: «Я считаю, что нашему языку ничто не угрожает».
2. Антитезис (развитие мысли, обозначение проблемы): «Но есть серьёзная угроза речевой культуре...».
3. Аргументация и предложение решения: «Противостоять этой опасности можно, только признав, что... чувство языка надо ценить и развивать».
4. Вывод: «Ведь функция языка не ограничивается... она... формирует наше сознание».
4) выявите лексико-грамматические средства и вид связи предложений в тексте;
Вид связи предложений в тексте — цепная, когда каждое последующее предложение вытекает из предыдущего.
Лексико-грамматические средства связи:
- противительный союз «Но» в начале второго предложения;
- указательное местоимение «этой» (опасности) и синонимическая замена (угроза — опасность) для связи второго и третьего предложений;
- причинный союз «Ведь» в начале последнего предложения.
5) определите речевую ситуацию и задачу речи, установите стиль текста;
Речевая ситуация: автор (учёный, публицист) обращается к широкой аудитории (читателям) с целью привлечь внимание к актуальной общественной проблеме.
Задача речи — не просто проинформировать, а убедить читателя в серьёзности угрозы для речевой культуры и побудить к осознанному отношению к родному языку.
Стиль текста — публицистический. Для него характерны логичность, эмоциональность, использование общественно значимой лексики (речевая культура, сознание, функция языка) и ориентация на воздействие на читателя.
6) укажите средства выразительности речи.
В тексте использованы следующие средства выразительности:
- Антитеза: противопоставление безопасности языка и угрозы речевой культуре.
- Эпитет: «богатейших ресурсов».
- Развёрнутое сравнение: «чувствовать язык так же естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость».
- Ряды однородных членов и синтаксический параллелизм: перечисление пар антонимов («жару и холод», «горького и сладкого», «печаль и радость») усиливает образность сравнения.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 3.5 расположенного на странице 17 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №3.5 (с. 17), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.