Номер 4.3, страница 21 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Общие сведения о языке. Параграф 4. Функции языка - номер 4.3, страница 21.

№4.3 (с. 21)
Условие. №4.3 (с. 21)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 21, номер 4.3, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 21, номер 4.3, Условие (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 21, номер 4.3, Условие (продолжение 3)

4.3. 1. Прочитайте текст, составьте его план. По плану расскажите об основных функциях языка.

Лингвисты говорят о сложности строения языка, которая в значительной степени обусловлена его функциями.

Прежде всего, это функция коммуникативная: язык есть средство общения, средство передачи информации от одного человека к другому, от одной группы людей к другой, от одного поколения к другому... Всё то, что мы говорим и пишем: сообщение, просьба, приказ, даже вопрос, — всё это разные виды информации для нашего собеседника. Тем самым можно без преувеличения сказать, что назначение языка — объединять людей.

Столь же важна и другая функция языка: мыслительная. Человеческое мышление в основной, типовой, своей форме связано с языком, опирается на язык. Язык нужен не только для выражения мысли, но и для её формирования.

С мыслительной функцией теснейшим образом связана третья, познавательная, функция языка (её ещё называют аккумулятивной, то есть накопительной). Человек познаёт мир вместе с языком и в значительной степени через язык. Соответственно, язык служит не только для передачи информации, но и для её хранения; в нём, в его единицах, в созданных на нём текстах материализуются накопленные народом знания, опыт.

Познавая мир, человек даёт имя на окружающим предметам, качествам, отношениям, процессам и т. д. Это проявление номинативной (назывной) функции языка. Характерно, что в первую очередь человек называет именно те предметы, которые наиболее близки ему, наиболее важны для его практической деятельности...

У языка есть и другие функции: эмотивная (экспрессивная), состоящая в выражении внутреннего, эмоционального состояния человека; фатическая, направленная на контакт, поддержание определённых связей в тех микроколлективах, в которые входит человек (родственники, друзья, коллеги, соседи, знакомые), и т. д. Все эти и прочие, ещё не названные, функции не только тесно связаны, переплетены друг с другом, но и используют одни и те же единицы языка (по Б. Норману).

Кр 2. Выпишите слова, безударные гласные которых в разных частях слова можно проверить ударением.

Основные функции языка:

  • коммуникативная: язык является средством общения людей, эффективным и адекватным средством обмена информацией и её накопления;
  • мыслительная: язык является средством познания и отражения действительности, важнейшей формой осуществления абстрактного мышления;
  • познавательная: язык является средством образования понятий об элементах окружающей действительности и отношениях между ними.
Решение. №4.3 (с. 21)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 21, номер 4.3, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 21, номер 4.3, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №4.3 (с. 21)

1.

План текста:

  1. Сложность строения языка как следствие его многофункциональности.
  2. Основные функции языка:
    • а) Коммуникативная: язык как средство общения и объединения людей.
    • б) Мыслительная: язык как инструмент формирования и выражения мысли.
    • в) Познавательная (аккумулятивная): язык как средство познания мира и хранения знаний.
    • г) Номинативная (назывная): язык как средство наименования явлений действительности.
  3. Другие функции языка (эмотивная, фатическая).
  4. Взаимосвязь и единство всех функций языка.

Рассказ об основных функциях языка по плану:

В тексте рассматриваются основные функции языка, которые обусловливают сложность его строения. Ключевыми являются следующие функции.

Коммуникативная функция — это главная функция языка, которая заключается в том, что язык является средством общения. Он позволяет передавать информацию (сообщения, просьбы, приказы) от одного человека к другому, от поколения к поколению, объединяя людей.

Мыслительная функция отражает неразрывную связь языка и мышления. Язык нужен не только для выражения уже сформировавшихся мыслей, но и является инструментом для их формирования.

С мыслительной тесно связана познавательная (аккумулятивная) функция. С помощью языка человек познаёт окружающий мир. Кроме того, язык служит средством для хранения и накопления знаний и опыта, которые передаются последующим поколениям.

Проявлением познавательной функции является номинативная (назывная) функция, то есть способность языка давать названия предметам, качествам, процессам и отношениям. В первую очередь человек называет то, что наиболее важно для его практической деятельности.

В тексте также упоминаются и другие функции: эмотивная (экспрессивная), служащая для выражения эмоций и внутреннего состояния человека, и фатическая, направленная на установление и поддержание контакта между собеседниками.

В заключение отмечается, что все функции языка тесно переплетены и для своей реализации используют одни и те же языковые единицы.

2.

Слова из текста, в которых безударные гласные в корне можно проверить ударением (в скобках указаны проверочные слова):

говорят (го́вор), сложности (сло́жный), строения (стро́ить), значительной (зна́чит), степени (сте́пень), общения (о́бщий), передачи (да́ть), объединять (еди́ный), мыслительная (мысль), основной (осно́ва), связано (связь), хранения (охра́на), имена (и́мя), назывной (назва́ть), поддержание (де́ржит), родственники (род), знакомые (знак), переплетены (плёл).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 4.3 расположенного на странице 21 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №4.3 (с. 21), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.