Номер 4.5, страница 23 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Общие сведения о языке. Параграф 4. Функции языка - номер 4.5, страница 23.

№4.5 (с. 23)
Условие. №4.5 (с. 23)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 23, номер 4.5, Условие

4.5. Подготовьте учебное сообщение о глаголе как части речи, опираясь на высказывание А. Югова «Глагол — самая огнедышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». Какая основная функция языка, кроме коммуникативной, будет реализована в вашем сообщении?

Решение. №4.5 (с. 23)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 23, номер 4.5, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 23, номер 4.5, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №4.5 (с. 23)

Учебное сообщение о глаголе как части речи

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о глаголе, и поможет нам в этом замечательное высказывание писателя Алексея Югова: «Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». Эти слова — не просто красивая метафора, они очень точно передают самую суть этой части речи.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?. Но его роль гораздо шире, чем простое название действия. Глагол — это двигатель нашего высказывания. Именно он заставляет статичную картину из существительных и прилагательных ожить, прийти в движение. Сравните два отрывка: «Тихая ночь. Полная луна. Лёгкий ветерок» и «Наступила тихая ночь. Взошла полная луна. Подул лёгкий ветерок». Во втором случае благодаря глаголам перед нами разворачивается событие, появляется динамика. В этом и заключается та самая «живая, артериальная кровь языка», о которой говорил Югов.

Чтобы быть таким мощным инструментом, глагол обладает целым набором грамматических категорий, каждая из которых добавляет действию новые краски и смыслы. Так, категория вида (совершенный и несовершенный) показывает, завершено действие или оно находится в процессе: учить — значит быть в процессе, а выучить — достичь результата. Категория времени (прошедшее, настоящее, будущее) позволяет нам путешествовать по оси событий, создавая панораму происходящего. Наклонение (изъявительное, повелительное, условное) передаёт отношение говорящего к действию: констатирует ли он его как факт (я читаю), побуждает к нему (читай!) или представляет как возможное при определённых условиях (читал бы). А лицо, число и род (в прошедшем времени) точно указывают на исполнителя действия.

Все эти грамматические средства делают глагол невероятно гибкой и выразительной частью речи. Он не просто называет действие, он рисует его во всех деталях, придаёт речи энергию и выразительность. Именно поэтому А. Югов назвал его «самой огнепышущей» частью речи, ведь глагол поистине зажигает и оживляет нашу речь, являясь её главным энергетическим центром.

Какая основная функция языка, кроме коммуникативной, будет реализована в вашем сообщении?

В данном учебном сообщении, помимо основной для языка коммуникативной функции (обмен информацией), будет реализована прежде всего эстетическая (или поэтическая) функция.

Это связано с тем, что отправной точкой для сообщения служит яркое, метафорическое высказывание А. Югова. Опираясь на него, мы не просто передаём сухие научные факты о глаголе (что было бы реализацией познавательной и метаязыковой функций), а стремимся воздействовать на чувства и воображение слушателей. Цель такого сообщения — не только научить, но и показать красоту, мощь и выразительность родного языка, сформировать ценностное отношение к слову. Таким образом, фокус смещается с информации как таковой на форму самого сообщения, на его выразительность и способность вызывать эмоциональный отклик, что и является сущностью эстетической функции языка.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 4.5 расположенного на странице 23 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №4.5 (с. 23), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.