Номер 5.1, страница 26 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Общие сведения о языке. Параграф 5. Язык и мышление. Язык и общество - номер 5.1, страница 26.

№5.1 (с. 26)
Условие. №5.1 (с. 26)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 26, номер 5.1, Условие

5.1. 1. Прочитайте текст и составьте его план.

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

Слова человеческого языка отличаются от сигнальных средств, которыми пользуются животные, тем, что имеют значение и для того, кто говорит, и для того, кто слушает. Слова «человек», «собака», «звезда», «любовь» — это не просто набор звуков: все они вызывают в нашем сознании представление о том, что за ними стоит. А стоит за ними общечеловеческое знание об окружающем нас мире, об обществе, о нас самих. А что значит «общечеловеческое»? Это не только то, что мы знаем из нашего личного опыта, а прежде всего то, что мы узнали от родителей, из книг, газет, телевизионных передач.

И мы мыслим при помощи тех же значений. Ведь что значит «мыслить»? Это значит узнавать что-то новое о мире, комбинируя и преобразуя те знания, те сведения, которыми мы в данный момент располагаем.

И вот те знания, которые нужны нам для мышления, как раз и существуют для нас в форме значений.

Но человек редко мыслит вслух, пользуясь грамматикой и фонетикой языка. Гораздо чаще он мыслит при помощи внутренней речи, то есть «про себя». Строение внутренней речи отличается от законов строения речи внешней: она свёрнута, в ней нет ничего лишнего.

При мышлении человек пользуется не только значениями слов, но и образами (поэтому иногда говорят о наглядно-образном мышлении). А знаменитый философ Гегель обратил внимание на то, что и непосредственная трудовая деятельность обязательно требует мышления, и в этом случае человек в определённом смысле мыслит самими своими действиями. Это очень точное наблюдение: ведь трудовые действия человека всегда осмысленны.

Но всё-таки основное орудие мышления — это язык (по А. Леонтьеву).

2. Подробно перескажите текст по плану (устно).

3. В каких словах текста безударные гласные в разных частях слова можно проверить ударением?

Решение. №5.1 (с. 26)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 26, номер 5.1, Решение
Решение 2. №5.1 (с. 26)

1. Прочитайте текст и составьте его план.

  1. Отличие языка человека от сигнальных средств животных.
  2. Слово как носитель общечеловеческого знания.
  3. Мышление как процесс познания нового.
  4. Формы и инструменты мышления (внутренняя речь, образы, действия).
  5. Язык — главное орудие мышления.

2. Подробно перескажите текст по плану (устно).

Это задание предполагает устный ответ. Ниже приведён письменный пересказ, который можно использовать для подготовки к ответу.

Слова человеческого языка фундаментально отличаются от сигналов, которые используют животные. Главное отличие состоит в том, что слова обладают значением как для того, кто говорит, так и для того, кто слушает. Такие слова, как «человек», «собака» или «любовь», — это не просто набор звуков. Они пробуждают в нашем сознании представления, за которыми стоит общечеловеческое знание об окружающем мире, об обществе и о нас самих. Это знание складывается не только из нашего личного опыта, но в первую очередь из того, что мы узнаём от родителей, из книг, газет и телевизионных передач.

Процесс мышления заключается в использовании этих знаний. Мыслить — значит узнавать что-то новое о мире, комбинируя и преобразуя те знания и сведения, которыми мы уже располагаем. Таким образом, именно знания, существующие для нас в форме значений, служат материалом для мышления.

Человек редко мыслит вслух, используя полную грамматическую и фонетическую структуру языка. Гораздо чаще он мыслит с помощью внутренней речи, то есть «про себя». Строение внутренней речи отличается от внешней: она свёрнута, в ней нет ничего лишнего. При мышлении человек пользуется не только значениями слов, но и образами, что называют наглядно-образным мышлением. Кроме того, как обратил внимание философ Гегель, трудовая деятельность также требует мышления. Выполняя осмысленные трудовые действия, человек в определённом смысле мыслит ими.

Но несмотря на разнообразие форм мышления, главным его орудием всё-таки является язык.

3. В каких словах текста безударные гласные в разных частях слова можно проверить ударением?

Проверяемые ударением безударные гласные в словах из текста встречаются в разных морфемах: преимущественно в корне и в окончании. В приставках и суффиксах правописание гласных чаще подчиняется другим правилам (например, неизменяемые приставки или суффиксы), и в данном тексте нет явных примеров их проверки ударением.

Примеры слов с проверяемыми гласными:

  • В корне слова:
    • отличаются – проверочное слово отличие;
    • говорит – проверочное слово говор;
    • слова – проверочное слово слово;
    • значение – проверочное слово значит;
    • сведения – проверочное слово ведать;
    • трудовая – проверочное слово труд;
    • основное – проверочное слово основа;
    • действия – проверочное слово действие.
  • В окончании слова (проверяется по ударному окончанию слова-образца того же склонения и в том же падеже):
    • в обществе – можно проверить словом-образцом 2-го склонения в предложном падеже, например, на коне;
    • при помощи – можно проверить словом-образцом 3-го склонения в родительном падеже, например, у степи.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 5.1 расположенного на странице 26 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №5.1 (с. 26), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.