Номер 5.1, страница 26 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Общие сведения о языке. Параграф 5. Язык и мышление. Язык и общество - номер 5.1, страница 26.
№5.1 (с. 26)
Условие. №5.1 (с. 26)
скриншот условия
5.1. 1. Прочитайте текст и составьте его план.
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
Слова человеческого языка отличаются от сигнальных средств, которыми пользуются животные, тем, что имеют значение и для того, кто говорит, и для того, кто слушает. Слова «человек», «собака», «звезда», «любовь» — это не просто набор звуков: все они вызывают в нашем сознании представление о том, что за ними стоит. А стоит за ними общечеловеческое знание об окружающем нас мире, об обществе, о нас самих. А что значит «общечеловеческое»? Это не только то, что мы знаем из нашего личного опыта, а прежде всего то, что мы узнали от родителей, из книг, газет, телевизионных передач.
И мы мыслим при помощи тех же значений. Ведь что значит «мыслить»? Это значит узнавать что-то новое о мире, комбинируя и преобразуя те знания, те сведения, которыми мы в данный момент располагаем.
И вот те знания, которые нужны нам для мышления, как раз и существуют для нас в форме значений.
Но человек редко мыслит вслух, пользуясь грамматикой и фонетикой языка. Гораздо чаще он мыслит при помощи внутренней речи, то есть «про себя». Строение внутренней речи отличается от законов строения речи внешней: она свёрнута, в ней нет ничего лишнего.
При мышлении человек пользуется не только значениями слов, но и образами (поэтому иногда говорят о наглядно-образном мышлении). А знаменитый философ Гегель обратил внимание на то, что и непосредственная трудовая деятельность обязательно требует мышления, и в этом случае человек в определённом смысле мыслит самими своими действиями. Это очень точное наблюдение: ведь трудовые действия человека всегда осмысленны.
Но всё-таки основное орудие мышления — это язык (по А. Леонтьеву).
2. Подробно перескажите текст по плану (устно).
3. В каких словах текста безударные гласные в разных частях слова можно проверить ударением?
Решение. №5.1 (с. 26)
Решение 2. №5.1 (с. 26)
1. Прочитайте текст и составьте его план.
- Отличие языка человека от сигнальных средств животных.
- Слово как носитель общечеловеческого знания.
- Мышление как процесс познания нового.
- Формы и инструменты мышления (внутренняя речь, образы, действия).
- Язык — главное орудие мышления.
2. Подробно перескажите текст по плану (устно).
Это задание предполагает устный ответ. Ниже приведён письменный пересказ, который можно использовать для подготовки к ответу.
Слова человеческого языка фундаментально отличаются от сигналов, которые используют животные. Главное отличие состоит в том, что слова обладают значением как для того, кто говорит, так и для того, кто слушает. Такие слова, как «человек», «собака» или «любовь», — это не просто набор звуков. Они пробуждают в нашем сознании представления, за которыми стоит общечеловеческое знание об окружающем мире, об обществе и о нас самих. Это знание складывается не только из нашего личного опыта, но в первую очередь из того, что мы узнаём от родителей, из книг, газет и телевизионных передач.
Процесс мышления заключается в использовании этих знаний. Мыслить — значит узнавать что-то новое о мире, комбинируя и преобразуя те знания и сведения, которыми мы уже располагаем. Таким образом, именно знания, существующие для нас в форме значений, служат материалом для мышления.
Человек редко мыслит вслух, используя полную грамматическую и фонетическую структуру языка. Гораздо чаще он мыслит с помощью внутренней речи, то есть «про себя». Строение внутренней речи отличается от внешней: она свёрнута, в ней нет ничего лишнего. При мышлении человек пользуется не только значениями слов, но и образами, что называют наглядно-образным мышлением. Кроме того, как обратил внимание философ Гегель, трудовая деятельность также требует мышления. Выполняя осмысленные трудовые действия, человек в определённом смысле мыслит ими.
Но несмотря на разнообразие форм мышления, главным его орудием всё-таки является язык.
3. В каких словах текста безударные гласные в разных частях слова можно проверить ударением?
Проверяемые ударением безударные гласные в словах из текста встречаются в разных морфемах: преимущественно в корне и в окончании. В приставках и суффиксах правописание гласных чаще подчиняется другим правилам (например, неизменяемые приставки или суффиксы), и в данном тексте нет явных примеров их проверки ударением.
Примеры слов с проверяемыми гласными:
- В корне слова:
отличаются– проверочное словоотличие;говорит– проверочное словоговор;слова– проверочное словослово;значение– проверочное словозначит;сведения– проверочное слововедать;трудовая– проверочное словотруд;основное– проверочное словооснова;действия– проверочное словодействие.
- В окончании слова (проверяется по ударному окончанию слова-образца того же склонения и в том же падеже):
в обществе– можно проверить словом-образцом 2-го склонения в предложном падеже, например,на коне;при помощи– можно проверить словом-образцом 3-го склонения в родительном падеже, например,у степи.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 5.1 расположенного на странице 26 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №5.1 (с. 26), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.