Номер 5.4, страница 28 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Общие сведения о языке. Параграф 5. Язык и мышление. Язык и общество - номер 5.4, страница 28.
№5.4 (с. 28)
Условие. №5.4 (с. 28)
скриншот условия
5.4. 1. Прочитайте текст. Составьте его конспект. Расскажите о связи языка и общества.
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
В том, что между человеческим языком и обществом существует связь, были убеждены ещё древние учёные. «Из всех живых существ только человек одарён речью», — писал Аристотель. И Аристотель, и его последователи ясно понимали, что язык присущ не просто индивиду, а общественному человеку: ведь основное предназначение языка — служить средством общения между людьми.
Социальное расслоение языка. Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои, или классы, дробится на более мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например, по возрасту, профессии, уровню образования и т. д.
Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех или иных социально обусловленных подсистем. Территориальные диалекты — одна из таких подсистем.
Социальная дифференциация языка может отражать и другие расслоения общества. Так, например, особенности языка, обусловленные спецификой профессии, иногда называют профессиональными «языками». Первое, что бросается в глаза при знакомстве с такими «языками», — особая терминология.
Социальная обусловленность развития языка. Поскольку язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. Процесс развития общества стимулирует развитие языка: ускоряет или тормозит темпы языковых изменений. В качестве собственно социальных факторов, влияющих на развитие языка, обычно рассматриваются такие: изменение круга носителей литературного языка, распространение просвещения, развитие науки, перемещение народных масс, создание новой государственности, изменение форм законодательства и делопроизводства и др.
Сознательное воздействие общества на язык. Такое воздействие носит название языковой политики.
Языковая политика может касаться самых разнообразных сторон языковой жизни данного общества. Например, в многоязычных странах выбор языка или диалекта, который должен стать государственным, осуществляется не стихийно, а сознательно, при непосредственном участии и направляющих усилиях власти. Усовершенствование существующих алфавитов и письменностей, например неоднократно проводившиеся реформы русской орфографии, — ещё один вид вмешательства человека в жизнь языка.
Есть и другие пути воздействия общества на язык: разработка специальных терминологий для различных областей знаний, нормирование нововведений в лексике, пропаганда лингвистических знаний в печати и по радио и т. п. (по Л. Крысину).
2. Выпишите все причастия, произведите их морфологический разбор.
3. Согласны ли вы с лингвистической гипотезой Сепира — Уорфа, которая утверждает, что язык — это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли (ответ оформите в стиле речи блогера популярного YouTube-канала или дневниковой записи).
Решение. №5.4 (с. 28)
Решение 2. №5.4 (с. 28)
1. Прочитайте текст. Составьте его конспект. Расскажите о связи языка и общества.
Связь между языком и обществом является неразрывной и двусторонней. Эта идея была очевидна ещё для античных мыслителей, таких как Аристотель, который подчёркивал, что основное предназначение языка — служить средством общения между людьми.
Общество влияет на язык через свою социальную структуру. Любое общество неоднородно и делится на различные группы по социальным, профессиональным, возрастным, территориальным и другим признакам. Эта социальная дифференциация находит прямое отражение в языке. В нём возникают различные подсистемы: территориальные диалекты (речь жителей определённой местности) и социальные диалекты (особенности речи, характерные для определённых социальных групп). Ярким примером последних являются профессиональные «языки» (жаргоны), которые отличаются прежде всего особой терминологией.
Развитие общества напрямую обусловливает развитие языка. Общественные процессы могут как стимулировать, так и тормозить языковые изменения. К ключевым социальным факторам, влияющим на язык, относятся: изменение круга носителей литературного языка, распространение образования, развитие науки, перемещение больших групп людей, создание новой государственности и изменение законодательства.
Кроме того, общество может воздействовать на язык сознательно. Такое целенаправленное вмешательство называется языковой политикой. Она проявляется в выборе государственного языка в многоязычных странах, реформах орфографии и письменности, разработке и нормировании терминологии для разных областей знаний, а также в пропаганде лингвистических знаний через СМИ.
2. Выпишите все причастия, произведите их морфологический разбор.
обусловленных — причастие; образовано от глагола обусловить.
Начальная форма: обусловленный.
Постоянные признаки: страдательное, прошедшее время, совершенный вид.
Непостоянные признаки: полная форма, множественное число, родительный падеж.
В предложении является определением.
обусловленные — причастие; образовано от глагола обусловить.
Начальная форма: обусловленный.
Постоянные признаки: страдательное, прошедшее время, совершенный вид.
Непостоянные признаки: полная форма, множественное число, именительный падеж.
В предложении является определением.
влияющих — причастие; образовано от глагола влиять.
Начальная форма: влияющий.
Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид.
Непостоянные признаки: множественное число, родительный падеж.
В предложении является определением.
существующих — причастие; образовано от глагола существовать.
Начальная форма: существующий.
Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид.
Непостоянные признаки: множественное число, родительный падеж.
В предложении является определением.
проводившиеся — причастие; образовано от глагола проводиться.
Начальная форма: проводившийся.
Постоянные признаки: действительное, прошедшее время, несовершенный вид, возвратное.
Непостоянные признаки: множественное число, именительный падеж.
В предложении является определением.
направляющих — причастие; образовано от глагола направлять.
Начальная форма: направляющий.
Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид.
Непостоянные признаки: множественное число, родительный падеж.
В предложении является определением.
объединены — краткое причастие; образовано от глагола объединить.
Начальная форма: объединённый.
Постоянные признаки: страдательное, прошедшее время, совершенный вид.
Непостоянные признаки: краткая форма, множественное число.
В предложении является частью составного именного сказуемого.
3. Согласны ли вы с лингвистической гипотезой Сепира — Уорфа, которая утверждает, что язык — это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли (ответ оформите в стиле речи блогера популярного YouTube-канала или дневниковой записи).
Хей, ребята, всем привет! Сегодня хочу поднять просто сумасшедшую тему, которая реально взрывает мозг. Вы когда-нибудь думали, что язык, на котором мы говорим, — это не просто набор слов, чтобы заказать кофе или поболтать с друзьями? Есть такая штука — гипотеза Сепира-Уорфа. Если по-простому, она говорит, что язык — это как операционная система для нашего мозга. Он не просто описывает реальность, он её для нас создаёт!
И знаете что? Я с этим абсолютно согласен. Конечно, не в том смысле, что если в языке нет слова «интернет», то человек не сможет его себе представить. Речь идёт о более тонких вещах, о привычках мышления. Самый классический пример — цвета. В русском языке есть «синий» и «голубой» — два разных, самостоятельных цвета. А для англичанина это всё blue (light blue, dark blue). И исследования показывают, что русскоговорящие быстрее различают оттенки синего! Наш мозг уже «натренирован» языком видеть эту разницу.
Или вот ещё: грамматический род. В немецком «мост» (die Brücke) — женского рода, а в испанском (el puente) — мужского. И когда немцев просили описать мост, они чаще использовали слова типа «красивый», «элегантный». А испанцы — «сильный», «мощный». Совпадение? Не думаю! Язык буквально подсовывает нам определённые ассоциации, формирует наш взгляд на мир.
Так что да, язык — это не просто инструмент. Это линзы, через которые мы смотрим на всё вокруг. Изучая новый язык, мы не просто учим слова, мы получаем возможность надеть новые «очки» и увидеть мир немного иначе. По-моему, это просто космос!
А вы что думаете по этому поводу? Замечали когда-нибудь, как ваш родной язык влияет на ваши мысли? Пишите в комментах, дико интересно будет почитать ваше мнение! Пока!
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 5.4 расположенного на странице 28 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №5.4 (с. 28), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.