Проверяем себя, страница 29 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Общие сведения о языке. Параграф 5. Язык и мышление. Язык и общество - страница 29.

Проверяем себя (с. 29)
Условие. Проверяем себя (с. 29)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 29, Условие

Проверяем себя

1. Расскажите об основных функциях языка.

2. Охарактеризуйте частные функции языка.

3. Расскажите о связи языка и общества.

Решение. Проверяем себя (с. 29)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 29, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 29, Решение (продолжение 2)
Решение 2. Проверяем себя (с. 29)

1. Расскажите об основных функциях языка.

Язык, как сложная знаковая система, выполняет ряд жизненно важных функций в человеческом обществе. Лингвисты традиционно выделяют две основные, или фундаментальные, функции:

  • Коммуникативная (функция общения). Это главная функция языка, заключающаяся в том, что он служит важнейшим средством обмена информацией, мыслями, чувствами и волеизъявлениями между людьми. Благодаря этой функции осуществляется социальное взаимодействие, координация совместной деятельности, передача знаний и опыта. Без коммуникативной функции языка невозможно представить себе существование и развитие человеческого общества.
  • Когнитивная (мыслительная, гносеологическая). Эта функция заключается в том, что язык является инструментом познания и мышления. Мы не только выражаем готовые мысли с помощью языка, но и формируем их, используя языковые средства. Язык позволяет человеку осмысливать действительность, систематизировать знания о мире, закреплять их в понятиях и передавать от поколения к поколению. Таким образом, язык неразрывно связан с сознанием и является формой существования и выражения мысли.

2. Охарактеризуйте частные функции языка.

Частные функции языка являются конкретизацией и проявлением его основных функций в различных речевых ситуациях. К ним относят:

  • Репрезентативная (или референтная) функция. Это функция сообщения, передачи объективной информации о мире, фактах, событиях. Она наиболее тесно связана с когнитивной функцией. Пример: «Земля вращается вокруг Солнца».
  • Эмотивная (или экспрессивная) функция. Служит для выражения чувств, эмоций, переживаний и субъективного отношения говорящего к содержанию высказывания. Реализуется через интонацию, междометия, восклицания, специальную лексику. Пример: «Какая прекрасная погода!», «Увы, я опоздал».
  • Конативная (или апеллятивная) функция. Направлена на адресата с целью повлиять на его поведение, мысли или чувства. Это функция призыва, убеждения, просьбы, приказа. Ярко проявляется в повелительном наклонении. Пример: «Принеси, пожалуйста, книгу», «Голосуйте за нашу партию!».
  • Фатическая (или контактоустанавливающая) функция. Используется для установления, поддержания или прерывания контакта между собеседниками, а не для передачи важной информации. К ней относятся формулы приветствия, прощания, разговоры на нейтральные темы. Пример: «Привет! Как дела?», «Не правда ли, сегодня холодно?».
  • Метаязыковая функция. Проявляется тогда, когда язык используется для описания самого языка. Это функция толкования, комментирования языковых единиц. Она необходима при изучении языков, в лингвистике, при уточнении значения слов. Пример: «Слово „дом“ — это существительное мужского рода».
  • Эстетическая (или поэтическая) функция. Сосредоточена на форме самого сообщения, его красоте, образности, звуковой организации. Эта функция доминирует в художественной литературе, особенно в поэзии, а также проявляется в каламбурах, афоризмах, лозунгах.
  • Аккумулятивная (или кумулятивная) функция. Функция накопления, хранения и передачи знаний, культурных и исторических ценностей, накопленных обществом. Язык выступает как «память народа», фиксируя его опыт в текстах, фольклоре, фразеологизмах.

3. Расскажите о связи языка и общества.

Язык и общество неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии, оказывая друг на друга глубокое влияние. Эта связь двусторонняя: общество формирует язык, а язык, в свою очередь, влияет на общество.

Влияние общества на язык:

  • Социальные изменения. Любые изменения в политической, экономической, культурной, научной жизни общества находят отражение в языке. Появляются новые слова (неологизмы) для обозначения новых реалий (например, «интернет», «блогер», «криптовалюта»), а старые слова, обозначающие ушедшие явления, устаревают (архаизмы и историзмы, например, «волость», «очи», «комсомол»).
  • Социальная дифференциация. Язык неоднороден, он варьируется в зависимости от социальных характеристик его носителей: возраста, профессии, уровня образования, места жительства. Так возникают социальные диалекты (социолекты), профессиональный жаргон, молодежный сленг.
  • Территориальная дифференциация. На обширных территориях возникают местные разновидности языка — диалекты и говоры, отличающиеся фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями.
  • Ситуативная вариативность. В зависимости от ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка) люди используют разные стили языка (функциональные стили): научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.

Влияние языка на общество:

  • Формирование национального самосознания. Общий язык является одним из ключевых факторов, объединяющих людей в нацию или этнос. Он служит символом единства и инструментом формирования общей идентичности.
  • Передача культуры и социального опыта. Язык — главный механизм, с помощью которого из поколения в поколение передаются знания, традиции, нормы поведения, ценности и верования, то есть вся культура общества.
  • Инструмент социального управления. Язык используется для создания законов, ведения государственной деятельности, работы СМИ. С его помощью осуществляется управление обществом, формирование общественного мнения и идеологии.
  • Влияние на мышление и восприятие мира. Структура языка, его грамматика и лексика могут влиять на способ мышления и восприятия действительности его носителями. Язык предлагает определенную «картину мира», через которую человек познает реальность.

Таким образом, язык — это не только продукт общества, но и важнейшее условие его существования и развития. Он является зеркалом социальной жизни и одновременно мощным инструментом ее организации.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 29 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 29), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.