Проверяем себя, страница 29 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Общие сведения о языке. Параграф 5. Язык и мышление. Язык и общество - страница 29.
Проверяем себя (с. 29)
Условие. Проверяем себя (с. 29)
скриншот условия
Проверяем себя
1. Расскажите об основных функциях языка.
2. Охарактеризуйте частные функции языка.
3. Расскажите о связи языка и общества.
Решение. Проверяем себя (с. 29)
Решение 2. Проверяем себя (с. 29)
1. Расскажите об основных функциях языка.
Язык, как сложная знаковая система, выполняет ряд жизненно важных функций в человеческом обществе. Лингвисты традиционно выделяют две основные, или фундаментальные, функции:
- Коммуникативная (функция общения). Это главная функция языка, заключающаяся в том, что он служит важнейшим средством обмена информацией, мыслями, чувствами и волеизъявлениями между людьми. Благодаря этой функции осуществляется социальное взаимодействие, координация совместной деятельности, передача знаний и опыта. Без коммуникативной функции языка невозможно представить себе существование и развитие человеческого общества.
- Когнитивная (мыслительная, гносеологическая). Эта функция заключается в том, что язык является инструментом познания и мышления. Мы не только выражаем готовые мысли с помощью языка, но и формируем их, используя языковые средства. Язык позволяет человеку осмысливать действительность, систематизировать знания о мире, закреплять их в понятиях и передавать от поколения к поколению. Таким образом, язык неразрывно связан с сознанием и является формой существования и выражения мысли.
2. Охарактеризуйте частные функции языка.
Частные функции языка являются конкретизацией и проявлением его основных функций в различных речевых ситуациях. К ним относят:
- Репрезентативная (или референтная) функция. Это функция сообщения, передачи объективной информации о мире, фактах, событиях. Она наиболее тесно связана с когнитивной функцией. Пример: «Земля вращается вокруг Солнца».
- Эмотивная (или экспрессивная) функция. Служит для выражения чувств, эмоций, переживаний и субъективного отношения говорящего к содержанию высказывания. Реализуется через интонацию, междометия, восклицания, специальную лексику. Пример: «Какая прекрасная погода!», «Увы, я опоздал».
- Конативная (или апеллятивная) функция. Направлена на адресата с целью повлиять на его поведение, мысли или чувства. Это функция призыва, убеждения, просьбы, приказа. Ярко проявляется в повелительном наклонении. Пример: «Принеси, пожалуйста, книгу», «Голосуйте за нашу партию!».
- Фатическая (или контактоустанавливающая) функция. Используется для установления, поддержания или прерывания контакта между собеседниками, а не для передачи важной информации. К ней относятся формулы приветствия, прощания, разговоры на нейтральные темы. Пример: «Привет! Как дела?», «Не правда ли, сегодня холодно?».
- Метаязыковая функция. Проявляется тогда, когда язык используется для описания самого языка. Это функция толкования, комментирования языковых единиц. Она необходима при изучении языков, в лингвистике, при уточнении значения слов. Пример: «Слово „дом“ — это существительное мужского рода».
- Эстетическая (или поэтическая) функция. Сосредоточена на форме самого сообщения, его красоте, образности, звуковой организации. Эта функция доминирует в художественной литературе, особенно в поэзии, а также проявляется в каламбурах, афоризмах, лозунгах.
- Аккумулятивная (или кумулятивная) функция. Функция накопления, хранения и передачи знаний, культурных и исторических ценностей, накопленных обществом. Язык выступает как «память народа», фиксируя его опыт в текстах, фольклоре, фразеологизмах.
3. Расскажите о связи языка и общества.
Язык и общество неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии, оказывая друг на друга глубокое влияние. Эта связь двусторонняя: общество формирует язык, а язык, в свою очередь, влияет на общество.
Влияние общества на язык:
- Социальные изменения. Любые изменения в политической, экономической, культурной, научной жизни общества находят отражение в языке. Появляются новые слова (неологизмы) для обозначения новых реалий (например, «интернет», «блогер», «криптовалюта»), а старые слова, обозначающие ушедшие явления, устаревают (архаизмы и историзмы, например, «волость», «очи», «комсомол»).
- Социальная дифференциация. Язык неоднороден, он варьируется в зависимости от социальных характеристик его носителей: возраста, профессии, уровня образования, места жительства. Так возникают социальные диалекты (социолекты), профессиональный жаргон, молодежный сленг.
- Территориальная дифференциация. На обширных территориях возникают местные разновидности языка — диалекты и говоры, отличающиеся фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями.
- Ситуативная вариативность. В зависимости от ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка) люди используют разные стили языка (функциональные стили): научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.
Влияние языка на общество:
- Формирование национального самосознания. Общий язык является одним из ключевых факторов, объединяющих людей в нацию или этнос. Он служит символом единства и инструментом формирования общей идентичности.
- Передача культуры и социального опыта. Язык — главный механизм, с помощью которого из поколения в поколение передаются знания, традиции, нормы поведения, ценности и верования, то есть вся культура общества.
- Инструмент социального управления. Язык используется для создания законов, ведения государственной деятельности, работы СМИ. С его помощью осуществляется управление обществом, формирование общественного мнения и идеологии.
- Влияние на мышление и восприятие мира. Структура языка, его грамматика и лексика могут влиять на способ мышления и восприятия действительности его носителями. Язык предлагает определенную «картину мира», через которую человек познает реальность.
Таким образом, язык — это не только продукт общества, но и важнейшее условие его существования и развития. Он является зеркалом социальной жизни и одновременно мощным инструментом ее организации.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 29 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 29), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.