Номер 6.2, страница 33 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Речевое общение. Параграф 6. Условия и основные компоненты процесса общения - номер 6.2, страница 33.

№6.2 (с. 33)
Условие. №6.2 (с. 33)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 33, номер 6.2, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 33, номер 6.2, Условие (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 33, номер 6.2, Условие (продолжение 3)

6.2. 1. Прочитайте два отрывка из романа И. Тургенева «Отцы и дети». Почему Одинцова, заговорив с Базаровым о музыке, вдруг возвратилась к разговору о ботанике? Возникло ли взаимопонимание в разговоре Базарова с мужиком? Если нет, то почему? Назовите условия, которые помогли двум мужикам найти общий язык в разговоре.

I. Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресла, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. <...> Он ожидал, что Базаров заговорит с Одинцовой, как с женщиной умною, о своих убеждениях и воззрениях: она же сама изъявила желание послушать человека, «который имеет смелость ничему не верить», но вместо того Базаров толковал о медицине, гомеопатии, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признаёт искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий. <...> Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая.

II. Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Ну, — говорил он ему, — излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, вы нам дадите и язык настоящий, и законы». Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: «А мы могИм... тоже, потому, значит... какой положен у нас, примерно, придел».

— Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир? — перебивал его Базаров. — И тот ли это самый мир, что на трёх рыбах стоит?

— Это, батюшка, земля стоит на трёх рыбах, — успокоительно, с патриархально-добродушною певучестью, объяснял мужик, — а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.

Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрёл восвояси.

— О чём толковал? — спросил у него другой мужик, средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе с Базаровым. — О недоимке, что ль?

— Какое о недоимке, братец ты мой! — отвечал первый мужик, — и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость. — Так, болтал кое-что; язык почесать захотелось.

Известно, барин; разве он что понимает?

— Где понять! — отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.

Pp 2. Используя материалы упр. 6.1, 6.2 и теоретические сведения на с. 32, 33, подготовьте устное сообщение «Речевое общение: условия и основные компоненты».

Основные средства эффективного общения — качества речи:

правильность — соответствие речи современной литературной норме;

точность — «правильность в действии», т. е. в речевой деятельности, использование в текстах языковых средств в полном соответствии с их значением;

логичность — последовательное, связное изложение мысли;

богатство — использование разнообразных языковых средств для выражения мысли;

чистота — отсутствие лишних, просторечных слов, жаргонной лексики;

выразительность, яркость, эмоциональность речи достигаются использованием разнообразных тропов (средств словесной образности), риторических фигур (средств синтаксической образности);

уместность — соответствие речи говорящего (пишущего) цели, теме, стилю, жанру речи, характеру аудитории, её настроенности, условиям общения (по Л. Введенской).

Решение. №6.2 (с. 33)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 33, номер 6.2, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 33, номер 6.2, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №6.2 (с. 33)

1. Одинцова возвратилась к разговору о ботанике, проявив себя как чуткий и умный собеседник. Начав разговор о музыке, она заметила, что Базаров, как нигилист, «не признаёт искусства». Эта тема была ему чужда и неприятна. Чтобы не ставить собеседника в неловкое положение и не прекращать интересный ей разговор, Одинцова плавно вернула беседу к ботанике. Ботаника — это естественная наука, сфера интересов Базарова, в которой он чувствовал себя уверенно и мог проявить свои знания. Таким образом, она нашла общую для них обоих тему, что позволило беседе продлиться «часа три с лишком» и быть «живой».

Взаимопонимание в разговоре Базарова с мужиком не возникло. Причиной тому стала огромная социальная, культурная и интеллектуальная пропасть между собеседниками. Базаров обращается к мужику с абстрактными, философско-политическими вопросами («излагай мне свои воззрения на жизнь», «сила и будущность России»), используя книжную лексику. Мужик же мыслит конкретными, бытовыми и даже мифологическими категориями («мир, что на трёх рыбах стоит»). У них нет общего языка, общего контекста и общих интересов. Базаров ищет в мужике сознательного представителя народа, а находит лишь «патриархальную добродушную певучесть» и покорность. Это приводит к полному провалу коммуникации, и Базаров презрительно отворачивается.

Двум мужикам, напротив, удалось мгновенно найти общий язык, потому что у них были для этого все необходимые условия, отсутствовавшие в разговоре с Базаровым. Ключевые условия:

  • Общий социальный статус и жизненный опыт. Они оба крестьяне, их мир и проблемы одинаковы.
  • Общий язык. Они говорят на одном простом, народном языке, понятном друг другу.
  • Общие интересы и темы для разговора. Их беседа сразу переходит к насущным «делам и нуждам», таким как недоимки.
  • Общая картина мира. Они одинаково воспринимают реальность и своё место в ней, а также одинаково смотрят на «барина», который, по их мнению, «ничего не понимает» в их жизни.

2. План устного сообщения на тему «Речевое общение: условия и основные компоненты» на основе предоставленных материалов.

Введение. Речевое общение — это сложный процесс взаимодействия, успех которого зависит от ряда условий и от качества речи собеседников. Примеры из романа «Отцы и дети» ярко иллюстрируют, как наличие или отсутствие этих компонентов приводит либо к успешной коммуникации (Базаров и Одинцова), либо к её полному провалу (Базаров и мужик).

Основная часть. Анализ качеств речи на примерах из текста.

Правильность, точность и чистота речи. Речь Одинцовой характеризуется как «правильный русский язык», что соответствует литературной норме. Это помогает ей вести сложный и многогранный диалог. Речь мужика, наоборот, является просторечной, не всегда точной с точки зрения Базарова (ответ про «трёх рыб»), что создаёт барьер в общении с образованным собеседником.

Логичность. В диалоге Одинцовой и Базарова прослеживается логика: они последовательно переходят от темы к теме, выстраивая связную беседу. В разговоре Базарова с мужиком логика нарушена, так как они существуют в разных системах координат: Базаров ждёт логического ответа на вопрос о «мире», а получает мифологический.

Богатство и выразительность. Эти качества позволяют сделать речь яркой. Одинцова, вероятно, владеет богатой речью, так как смогла поддержать трёхчасовую беседу на разные темы. Речь мужика по-своему выразительна, но её богатство ограничено рамками его жизненного опыта. Базаров же в разговоре с мужиком намеренно упрощает речь, но это не помогает.

Уместность. Это ключевое качество для эффективного общения, означающее соответствие речи ситуации и собеседнику.
Пример высокой уместности: Одинцова, поняв, что тема музыки неуместна для Базарова, меняет её на уместную (ботаника), тем самым спасая разговор.
Пример неуместности: Базаров ведёт себя неуместно в разговоре с мужиком. Его стиль речи, выбор тем и абстрактный характер вопросов абсолютно не соответствуют аудитории. Он не учитывает ни уровень образования, ни интересы собеседника.
Пример взаимной уместности: Разговор двух мужиков абсолютно уместен. Тема (их дела и нужды), стиль и лексика идеально соответствуют ситуации и друг другу.

Заключение. Эффективное речевое общение возможно только при наличии общего кода (языка, понятий), общих интересов и, что самое важное, при умении говорящего подстраивать свою речь под собеседника и ситуацию (уместность). Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов, как показывает пример Базарова и мужика, ведёт к коммуникативной неудаче и непониманию.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 6.2 расположенного на странице 33 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №6.2 (с. 33), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.