Номер 7.1, страница 37 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Речевое общение. Параграф 7. Устная монологическая речь - номер 7.1, страница 37.
№7.1 (с. 37)
Условие. №7.1 (с. 37)
скриншот условия
7.1. 1. Прочитайте. Вспомните определение речевой ситуации. Как вы понимаете термин «речевое общение»?
Социологи определили, что у среднего жителя Земли в течение жизни на беседы уходит 2,5 года.
Во многих ситуациях человек говорит не только с целью проинформировать о чём-либо собеседника, аудиторию, но и с целью воздействовать на них, убедить их, склонить на свою сторону, доставить им радость и т. д. Речевое общение происходит в определённых условиях (где говорим), с определёнными участниками (с кем говорим) и с обозначенной целью (с какой целью говорим). Синонимом термина «общение» в науке является термин «коммуникация».
Исторически устная форма речевого общения первична. Письменность, как известно, появилась значительно позже. Однако устная и письменная формы речи взаимно дополняют друг друга. В одних ситуациях предпочтительнее устная форма, в других — письменная, в третьих — возможны обе формы общения.
⬆2. Найдите в толковых словарях значения терминов «общение» и «коммуникация» и попытайтесь доказать, что их употребление в речи требует точного знания стилистических свойств этих слов.
Решение. №7.1 (с. 37)
Решение 2. №7.1 (с. 37)
1.
Речевая ситуация — это совокупность обстоятельств, в которых происходит речевое общение. Она включает в себя несколько ключевых компонентов:
- Кто говорит/пишет? (адресант) — его социальный статус, роль, его намерения.
- Кому говорит/пишет? (адресат) — его характеристики, взаимоотношения с адресантом.
- Что говорится? (тема сообщения) — предмет речи.
- С какой целью? (цель) — информирование, убеждение, просьба, развлечение и т.д.
- Где и когда? (обстановка) — место и время, официальная или неофициальная обстановка.
Исходя из текста и определения речевой ситуации, термин «речевое общение» можно понимать как целенаправленный процесс взаимодействия между людьми с помощью языка (в устной или письменной форме), который всегда происходит в рамках конкретной речевой ситуации. Это не просто передача информации, а активное воздействие на собеседника с целью убедить, склонить на свою сторону, проинформировать, доставить радость и т. д. То есть, это социальное действие, совершаемое при помощи речи.
2.
Для того чтобы доказать, что употребление терминов «общение» и «коммуникация» требует знания их стилистических свойств, обратимся к их словарным значениям и сферам употребления.
ОБЩЕНИЕ
В толковых словарях русского языка (например, в словаре С.И. Ожегова) «общение» определяется как «взаимные сношения, деловая или дружеская связь».
- Стилистическая окраска: нейтральное, общеупотребительное слово.
- Основное значение: подчёркивает двусторонний, взаимный характер процесса, часто с эмоциональной составляющей. Общение подразумевает наличие обратной связи, диалог, взаимный обмен не только информацией, но и чувствами, эмоциями.
- Сфера употребления: преимущественно бытовая, повседневная речь, художественная литература, психология. Мы говорим: «живое общение», «радость общения», «дружеское общение».
КОММУНИКАЦИЯ
Слово «коммуникация» (от лат. communicatio — сообщение, передача) определяется как «путь сообщения, связь одного места с другим» и «сообщение, передача информации».
- Стилистическая окраска: книжное, научное, специальное (термин).
- Основное значение: акцентирует внимание на технической стороне передачи информации, на каналах и средствах связи. Коммуникация может быть и односторонней (например, телевещание). Это более абстрактное и широкое понятие.
- Сфера употребления: научный и официально-деловой стили. Используется в таких сочетаниях, как: «средства массовой коммуникации», «теория коммуникации», «межкультурная коммуникация», «технические каналы коммуникации».
Доказательство необходимости знания стилистических свойств:
Несмотря на то, что в науке эти слова могут использоваться как синонимы (как указано в тексте), в общей речи их замена друг другом часто неуместна и приводит к стилистической ошибке.
Например, фраза «У нас с другом вчера была приятная коммуникация» звучит неестественно и излишне официально. Здесь уместно слово «общение», так как речь идет о личной, эмоционально окрашенной связи.
И наоборот, в научном тексте о технологиях связи фраза «Протокол TCP/IP обеспечивает надёжное общение между устройствами в сети» будет звучать некорректно и непрофессионально. Здесь необходим термин «коммуникация», так как описывается технический процесс передачи данных.
Таким образом, точное знание стилистических различий между этими словами необходимо для правильного и уместного их употребления в зависимости от речевой ситуации: в бытовом разговоре мы используем слово «общение», а в научном или деловом контексте — «коммуникация».
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 7.1 расположенного на странице 37 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №7.1 (с. 37), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.