Номер 7.2, страница 38 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Речевое общение. Параграф 7. Устная монологическая речь - номер 7.2, страница 38.

№7.2 (с. 38)
Условие. №7.2 (с. 38)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 38, номер 7.2, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 38, номер 7.2, Условие (продолжение 2)

7.2. Прочитайте и прокомментируйте высказывания с точки зрения соотношения письменной и устной форм речи.

1. Одна героиня Ф. Достоевского говорит своему собеседнику: «Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать как-нибудь не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете».

2. Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала (из указа Петра I).

3. Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет», и только один способ их написать (Б. Шоу).

По утверждению психологов, 17–20 % информации слушатель получает благодаря интонации говорящего.

Интонация — отличительный признак устной речи. Интонационными средствами устной речи являются ритм, темп, мелодика высоты голоса, пауза, тембр, логическое ударение.

Речь произносится не отдельными словами, а речевыми тактами. Обычно во фразе бывает несколько речевых тактов. Тогда понятно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складываются фразы. Вот как, например, можно разделить на речевые такты отрывок из стихотворения К. Симонова:

Жди меня, / и я вернусь, /

Всем смертям назло. //

Кто не ждал меня, / тот пусть

Скажет: / — Повезло. //

Не понять, не ждавшим им, /

Как среди огня /

Ожиданием своим /

Ты спасла меня.

Каждый речевой такт отделяется от предыдущего паузой, которая называется интонационно-логической.

Решение. №7.2 (с. 38)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 38, номер 7.2, Решение
Решение 2. №7.2 (с. 38)

1. В этой цитате героиня Ф. Достоевского указывает на ключевое различие между живой устной речью и письменной. Речь ее собеседника, хоть и «прекрасная» с точки зрения лексики и грамматики, лишена естественности, эмоциональной окраски и спонтанности, присущих живому общению. Фраза «точно книгу читаете» является упреком в излишней формальности, монотонности и отсутствии тех невербальных средств (интонации, пауз, изменения тембра), которые делают устную речь богатой и выразительной. Письменная речь, по своей природе, более строгая, отредактированная и лишенная этих живых элементов. Героиня же жаждет не идеальной «книжной» правильности, а естественного человеческого общения.

2. Указ Петра I подчеркивает другую важную функцию устной речи — ее способность раскрывать личность говорящего. Речь «по писаному», то есть зачитанная по заранее подготовленному тексту, может скрыть истинные мысли, уровень компетенции и даже искренность человека. Она позволяет спрятаться за чужими или тщательно отредактированными словами. В то же время речь «своими словами», то есть спонтанная и неподготовленная, обнажает ум, находчивость и глубину понимания предмета. Петр I ценил в управленцах не умение читать, а способность мыслить и убеждать, что в полной мере проявляется именно в живой, импровизированной устной речи. Таким образом, указ противопоставляет формальную, безличную письменную речь (в ее устном воспроизведении) и аутентичную, личностную устную речь.

3. Высказывание Бернарда Шоу гениально иллюстрирует богатство интонационных возможностей устной речи и относительную бедность письменной в этом отношении. На письме слова «да» и «нет» имеют только одно, прямое значение. Однако в устной речи, благодаря интонации, тембру голоса, паузам и громкости, эти же слова могут выражать огромный спектр эмоций и смысловых оттенков: радостное согласие, саркастическое «да», неуверенное «нет», категорический отказ, вопросительное «да?» и т. д. Письменная речь вынуждена компенсировать отсутствие интонации с помощью знаков препинания (вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) и дополнительных описательных слов, но никогда не сможет передать все нюансы живого голоса. Эта цитата — яркое доказательство того, что значительная часть информации в устном общении передается невербально, через интонацию, что и подтверждается в тексте справки.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 7.2 расположенного на странице 38 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №7.2 (с. 38), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.