Номер 7.2, страница 38 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Речевое общение. Параграф 7. Устная монологическая речь - номер 7.2, страница 38.
№7.2 (с. 38)
Условие. №7.2 (с. 38)
скриншот условия
7.2. Прочитайте и прокомментируйте высказывания с точки зрения соотношения письменной и устной форм речи.
1. Одна героиня Ф. Достоевского говорит своему собеседнику: «Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать как-нибудь не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете».
2. Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала (из указа Петра I).
3. Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет», и только один способ их написать (Б. Шоу).
По утверждению психологов, 17–20 % информации слушатель получает благодаря интонации говорящего.
Интонация — отличительный признак устной речи. Интонационными средствами устной речи являются ритм, темп, мелодика высоты голоса, пауза, тембр, логическое ударение.
Речь произносится не отдельными словами, а речевыми тактами. Обычно во фразе бывает несколько речевых тактов. Тогда понятно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складываются фразы. Вот как, например, можно разделить на речевые такты отрывок из стихотворения К. Симонова:
Жди меня, / и я вернусь, /
Всем смертям назло. //
Кто не ждал меня, / тот пусть
Скажет: / — Повезло. //
Не понять, не ждавшим им, /
Как среди огня /
Ожиданием своим /
Ты спасла меня.
Каждый речевой такт отделяется от предыдущего паузой, которая называется интонационно-логической.
Решение. №7.2 (с. 38)
Решение 2. №7.2 (с. 38)
1. В этой цитате героиня Ф. Достоевского указывает на ключевое различие между живой устной речью и письменной. Речь ее собеседника, хоть и «прекрасная» с точки зрения лексики и грамматики, лишена естественности, эмоциональной окраски и спонтанности, присущих живому общению. Фраза «точно книгу читаете» является упреком в излишней формальности, монотонности и отсутствии тех невербальных средств (интонации, пауз, изменения тембра), которые делают устную речь богатой и выразительной. Письменная речь, по своей природе, более строгая, отредактированная и лишенная этих живых элементов. Героиня же жаждет не идеальной «книжной» правильности, а естественного человеческого общения.
2. Указ Петра I подчеркивает другую важную функцию устной речи — ее способность раскрывать личность говорящего. Речь «по писаному», то есть зачитанная по заранее подготовленному тексту, может скрыть истинные мысли, уровень компетенции и даже искренность человека. Она позволяет спрятаться за чужими или тщательно отредактированными словами. В то же время речь «своими словами», то есть спонтанная и неподготовленная, обнажает ум, находчивость и глубину понимания предмета. Петр I ценил в управленцах не умение читать, а способность мыслить и убеждать, что в полной мере проявляется именно в живой, импровизированной устной речи. Таким образом, указ противопоставляет формальную, безличную письменную речь (в ее устном воспроизведении) и аутентичную, личностную устную речь.
3. Высказывание Бернарда Шоу гениально иллюстрирует богатство интонационных возможностей устной речи и относительную бедность письменной в этом отношении. На письме слова «да» и «нет» имеют только одно, прямое значение. Однако в устной речи, благодаря интонации, тембру голоса, паузам и громкости, эти же слова могут выражать огромный спектр эмоций и смысловых оттенков: радостное согласие, саркастическое «да», неуверенное «нет», категорический отказ, вопросительное «да?» и т. д. Письменная речь вынуждена компенсировать отсутствие интонации с помощью знаков препинания (вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) и дополнительных описательных слов, но никогда не сможет передать все нюансы живого голоса. Эта цитата — яркое доказательство того, что значительная часть информации в устном общении передается невербально, через интонацию, что и подтверждается в тексте справки.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 7.2 расположенного на странице 38 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №7.2 (с. 38), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.