Номер 3.8, страница 19 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 3. Текст. Его основные признаки, функционирование в тексте языковых единиц - номер 3.8, страница 19.

№3.8 (с. 19)
Условие. №3.8 (с. 19)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 19, номер 3.8, Условие

3.8. 1. Прочитайте текст, определите его тип и стиль, установите языковые средства, характерные для данного стиля.

2. Запишите текст под диктовку, сверьте с напечатанным.

Воздушный лайнер гудел реактивными двигателями на высоте девяти тысячМ метров, и здесьМ, в солнечном арктическом холоде, за толстыми стёклами иллюминаторов сияли глыбами, проплывалиМ по горизонту ослепительно сахарные айсбергиФ, а где-то в белой глуби-не, ниже их, закрытая сплошной льдистой грядой облаков, остава-лась как бы потеряннаяМ земля.

И хотя сознанием измерялась страшная глубина под чуть-чутьО вибрирующим, неуклонно летя-щим в поднебесье полом, в тёплых салонах стало оживлённо, уютно от солнцаФ, от наконец начатого удачно полётаСЛ после ожидания на аэродроме. ПассажирыМ расстёгивалиС привязные ремни, откидывали поудобнееО спинки мягких кресел; везде зашуршали разворачиваемые газеты, розданные двумя очаровательнымиС своейФ молодой стройно-стью и нежными, приглашающими улыбками стюардессами (будто сказочно сошедшими с реклам международныхСЛ рейсовых расписа-ний); досасывались взлётныеМ карамельки, которые несколько минут назад они с теми же пленительнымиСЛ улыбками разносили на под-носиках; потом уже в разных концах салона зазвучала русская и немецкая речь — мирно обволакивала общая дорожная успокоен-ностьО, безмятежное ощущение дорожного комфорта, надежда, что всё обещает быть незатруднительнымМ, удобным.

Это освобождённое чувство оторванностиС от всего домашнегоСЛ, будничного, первоначально возникшееМ на аэродроме и теперь раско-ванно-приятное в самолёте, среди открывшейся солнечной высоты за иллюминаторами, приглушённогоСЛ рёва мощных двигателей, услы-шанной чужой речи, чувство не отягощённогоО заботами полёта было знакомо НикитинуСН (по Ю. Бондареву).

3. Подберите синонимы и антонимы к выделенным в тексте словам.

4. Определите типы предложений 1 и 2, постройте их линейные схемы.

5. Графически объясните знаки препинания в последнем предложении.

Решение. №3.8 (с. 19)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 19, номер 3.8, Решение
Решение 2. №3.8 (с. 19)

1. Прочитайте текст, определите его тип и стиль, установите языковые средства, характерные для данного стиля.

Данный текст относится к художественному стилю. Автор не просто информирует о полёте на самолёте, а создаёт яркую, образную картину, передаёт ощущения и внутреннее состояние героя.
Тип речи — преимущественно описание (описание вида из иллюминатора, обстановки в салоне, ощущений героя) с элементами повествования (последовательность действий: пассажиры расстёгивали ремни, разворачивали газеты и т. д.).
Языковые средства, характерные для художественного стиля:
Эпитеты (образные определения): «воздушный лайнер», «солнечном арктическом холоде», «ослепительно сахарные айсберги», «сплошной льдистой грядой», «страшная глубина», «очаровательными улыбками», «безмятежное ощущение», «раскованно-приятное».
Сравнения: «оставалась как бы потерянная земля», «будто сказочно сошедшими с реклам международных рейсовых расписаний».
Метафоры: «сияли глыбами» (облака), «белой глубине» (о небе), «речь ... мирно обволакивала».
Лексика с эмоционально-оценочным значением: страшная, уютно, очаровательными, пленительными, безмятежное.
Сложный синтаксис: использование причастных и деепричастных оборотов, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений для создания развёрнутого, детального описания.

3. Подберите синонимы и антонимы к выделенным в тексте словам.

В тексте нет выделенных слов. В качестве примера можно подобрать синонимы и антонимы к следующим словам:
Страшная (глубина):
Синонимы: ужасная, огромная, бездонная, пугающая.
Антонимы: небольшая, неглубокая, безопасная.
Оживлённо:
Синонимы: шумно, весело, многолюдно, бойко.
Антонимы: тихо, уныло, безлюдно, сонно.
Безмятежное (ощущение):
Синонимы: спокойное, умиротворённое, невозмутимое, безмятежное.
Антонимы: тревожное, беспокойное, взволнованное.

4. Определите типы предложений 1 и 2, постройте их линейные схемы.

Предложение 1: «Воздушный лайнер гудел реактивными двигателями на высоте девяти тысяч метров, и здесь, в солнечном арктическом холоде, за толстыми стёклами иллюминаторов сияли глыбами, проплывали по горизонту ослепительно сахарные айсберги, а где-то в белой глубине, ниже их, закрытая сплошной льдистой грядой облаков, оставалась как бы потерянная земля.»
Тип предложения: сложное, сложносочинённое. Состоит из трёх простых предложений, связанных сочинительными союзами «и» и «а».
Линейная схема: [ - = ], и [ = , = ], а [ = - ].

Предложение 2: «И хотя сознанием измерялась страшная глубина под чуть-чуть вибрирующим, неуклонно летящим в поднебесье полом, в тёплых салонах стало оживлённо, уютно от солнца, от наконец начатого удачно полёта после ожидания на аэродроме.»
Тип предложения: сложное, сложноподчинённое с придаточным уступки. Главное предложение — безличное («стало оживлённо, уютно»).
Линейная схема: (Хотя = -), [ = , = ].

5. Графически объясните знаки препинания в последнем предложении.

Предложение: «Это освобождённое чувство оторванности от всего домашнего, будничного, первоначально возникшее на аэродроме и теперь раскованно-приятное в самолёте, среди открывшейся солнечной высоты за иллюминаторами, приглушённого рёва мощных двигателей, услышанной чужой речи, чувство не отягощённого заботами полёта было знакомо Никитину.»
Это простое предложение, осложнённое однородными членами, обособленными определениями и обособленным приложением.
Грамматическая основа: чувство было знакомо.
Объяснение знаков препинания:
1. Запятая между словами «домашнего, будничного» разделяет однородные определения (согласованные), относящиеся к слову «всего». Схема: ... от всего (О, О), ...
2. Запятые после «будничного» и «в самолёте» выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом «первоначально возникшее на аэродроме и теперь раскованно-приятное в самолёте», которое стоит после определяемого слова «чувство». Схема: ... чувство ..., |причастный оборот|, ...
3. Запятые после «в самолёте» и «речи» выделяют ряд однородных обособленных определений (несогласованных), выраженных оборотами с предлогом «среди»: «среди открывшейся солнечной высоты...», «приглушённого рёва...», «услышанной чужой речи». Они относятся к тому же слову «чувство» и являются однородными по отношению к предыдущему причастному обороту. Схема: ..., |определение|, |определение|, ...
4. Запятая после «речи» отделяет обособленное приложение «чувство не отягощённого заботами полёта», которое относится к подлежащему «чувство» и даёт ему другую характеристику. Схема: ... подлежащее ..., ~~~приложение~~~ ...

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 3.8 расположенного на странице 19 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №3.8 (с. 19), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.