Номер 3.4, страница 16 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 3. Текст. Его основные признаки, функционирование в тексте языковых единиц - номер 3.4, страница 16.

№3.4 (с. 16)
Условие. №3.4 (с. 16)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 16, номер 3.4, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 16, номер 3.4, Условие (продолжение 2)

3.4. 1. Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Каков авторский замысел и какими языковыми средствами он реализуется? Слова какой части речи выполняют в данном тексте основную текстообразующую роль?

2. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Мужеством (н..)случайность (н..)свойство — свойством быва..т вр..ждё(н/нн)ая и безудержная отвага Мужество добродетель Мужество высшая ступень человеческого сознания как любовь и как мудр..сть Оно вызрева..т в сердце народа как пшеница вызрева..т на горяч..м солнце.сн

Мужество это любовь к жизни такая любовь что час(?)ная судьба становит(?)ся бледн..й (не)ощутимой Может быть малодушный и дума..т чтом он сп..сёт свою жизнь Горько его заблуждение Есть в малодушии (не)отвязный пр..вкус пр..дательства и человек который спас свою жизнь любой ценой (ни)когда уже не буд..т радовать(?)ся жизни Для него отравле(н/нн)ы все руч(?)и и все песни пр..глуше(н/нн)ы все чу(?)ства смеще(н/нн)ы Большая любовь к жизни означа..т настоящее мужество (И. Эренбург).

3. К каким средствам структурной связности прибегает автор в тексте? Докажите, что выбор средств был обусловлен стилистической принадлежностью данного текста.

4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

Решение. №3.4 (с. 16)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 16, номер 3.4, Решение
Решение 2. №3.4 (с. 16)

1. Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Каков авторский замысел и какими языковыми средствами он реализуется? Слова какой части речи выполняют в данном тексте основную текстообразующую роль?

Тип речи — рассуждение, поскольку автор размышляет над понятием «мужество», даёт ему определение и противопоставляет его другим качествам.

Стиль речи — публицистический, с элементами художественного. Автор стремится не только сообщить информацию, но и воздействовать на читателя, сформировать у него определённое отношение к понятию мужества.

Авторский замысел заключается в том, чтобы показать, что истинное мужество — это не врождённая отвага или случайность, а высшее проявление сознания, основанное на глубокой любви к жизни. Автор противопоставляет подлинное мужество малодушию, которое, по его мнению, сродни предательству и отравляет существование человека.

Языковые средства, реализующие замысел:

  • Лексические: использование абстрактной лексики высокого стиля (добродетель, мудрость, сознание), антонимов (мужество — малодушие).
  • Синтаксические: ряды однородных членов, использование тире между подлежащим и сказуемым для придания высказыванию характера афоризма (Мужество — добродетель), сложные предложения.
  • Тропы: развёрнутое сравнение (Оно вызревает в сердце народа, как пшеница вызревает на горячем солнце), метафоры (привкус предательства, отравлены все ручьи).

Основную текстообразующую роль в данном тексте выполняют имена существительные, в частности, абстрактные существительные (мужество, любовь, жизнь, сознание, мудрость, малодушие), вокруг которых строится всё рассуждение автора.

2. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Мужество не случайность, не свойство — свойством бывает врождённая и безудержная отвага. Мужество — добродетель. Мужество — высшая ступень человеческого сознания, как любовь и как мудрость. Оно вызревает в сердце народа, как пшеница вызревает на горячем солнце.

Мужество — это любовь к жизни, такая любовь, что частная судьба становится бледной и неощутимой. Может быть, малодушный и думает, что он спасёт свою жизнь. Горько его заблуждение. Есть в малодушии неотвязный привкус предательства, и человек, который спас свою жизнь любой ценой, никогда уже не будет радоваться жизни. Для него отравлены все ручьи, и все песни приглушены, все чувства смещены. Большая любовь к жизни означает настоящее мужество. (И. Эренбург)

3. К каким средствам структурной связности прибегает автор в тексте? Докажите, что выбор средств был обусловлен стилистической принадлежностью данного текста.

Автор прибегает к следующим средствам структурной связности:

  • Лексический повтор: ключевые слова «мужество» и «любовь» многократно повторяются, создавая тематическое единство текста.
  • Местоименная замена: использование местоимения «оно» для замены слова «мужество» в третьем предложении (Мужество... Оно вызревает...).
  • Антонимические отношения: противопоставление понятий «мужество» и «малодушие», которое является стержнем второго абзаца.
  • Синтаксический параллелизм: однотипное построение предложений-определений (Мужество — добродетель. Мужество — высшая ступень...) и в конце текста (отравлены все ручьи, ... приглушены все песни, ... смещены все чувства).

Выбор этих средств обусловлен публицистическим стилем текста. Публицистике свойственна экспрессивность и убедительность. Лексический повтор и синтаксический параллелизм усиливают воздействие на читателя, делая утверждения автора более весомыми и запоминающимися. Использование антонимов создаёт чёткий контраст, подчёркивая авторскую позицию и делая её более ясной и убедительной для аудитории.

4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

Мужествомуж. Образовано от существительного «муж» с помощью суффикса -еств-. Способ: суффиксальный.
муж → мужество

Случайностьслучайный. Образовано от прилагательного «случайный» с помощью суффикса -ость-. Способ: суффиксальный.
случай → случайный → случайность

Свойствосвой. Образовано от местоимения-прилагательного «свой» с помощью суффикса -ств-. Способ: суффиксальный.
свой → свойство

Человеческого (н.ф. человеческий) ← человек. Образовано от существительного «человек» с помощью суффикса -еск- (с чередованием к//ч). Способ: суффиксальный.
человек → человеческий

Что — местоимение, является непроизводным словом в современном русском языке. Состоит из корня чт- и окончания .

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 3.4 расположенного на странице 16 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №3.4 (с. 16), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.