Номер 4.2, страница 21 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Общие сведения о языке. Параграф 4. Функции языка - номер 4.2, страница 21.
№4.2 (с. 21)
Условие. №4.2 (с. 21)
скриншот условия
4.2. 1. Прочитайте текст. Какую роль играет язык в жизни человека?
2. Выпишите опорные слова текста.
3. Докажите принадлежность текста научному стилю речи.
Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей, быть эффективным и адекватным* средством обмена информацией и её накопления. Его структура подчинена задачам коммуникации, которые состоят в передаче и приёме мыслей об объектах действительности.
Для того чтобы осуществить своё назначение, язык должен соответствовать строю мышления. Поэтому не случайно, что основные единицы языка представляют собой аналоги категорий мысли: слово соответствует понятию*, предложение — суждению*. Благодаря наличию такого рода единиц язык формирует и организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании и памяти. В этом состоит второе, основное, неразрывно связанное с коммуникативным, назначение языка: он является орудием познания и отражения действительности, важнейшей формой абстрактного* мышления (по Н. Арутюновой).
4. Примите участие в обсуждении одной из тем: «Язык создаёт человека» (М. Хайдеггер) или «Язык, слово — это почти всё в человеческой жизни» (М. Бахтин).
Решение. №4.2 (с. 21)
Решение 2. №4.2 (с. 21)
1. Согласно тексту, язык в жизни человека играет две ключевые, неразрывно связанные роли. Во-первых, это основное орудие общения людей, которое служит эффективным средством для обмена информацией и её накопления. Во-вторых, это важнейший инструмент познания и мышления. Язык формирует и организует знания человека об объективном мире, закрепляет их в сознании и памяти, а также является важнейшей формой абстрактного мышления, позволяя отражать действительность.
2. Опорные слова текста: язык, орудие общения, обмен информацией, накопление, коммуникация, передача и приём мыслей, назначение, мышление, единицы языка (слово, предложение), категории мысли (понятие, суждение), знания, сознание, орудие познания, отражение действительности, абстрактное мышление.
3. Текст относится к научному стилю речи, что доказывается рядом характерных признаков.
- Использование терминологии: в тексте присутствуют специальные термины из области лингвистики и философии, такие как коммуникация, категории мысли, абстрактное мышление, суждение, понятие.
- Логичность и последовательность: мысль автора развивается последовательно, от одной функции языка к другой, используются логические связки (поэтому).
- Отвлечённость и обобщённость: в тексте используются слова с абстрактным значением (структура, сознание, действительность, назначение).
- Сложный синтаксис: предложения развёрнутые, содержат сложноподчинённые конструкции, что характерно для научной прозы («для того чтобы осуществить своё назначение, язык должен соответствовать строю мышления»).
- Отсутствие эмоциональности и образности: изложение носит объективный, констатирующий характер.
- Ссылка на авторитетный источник: указание автора (по Н. Арутюновой) является прямым признаком научного или научно-популярного текста.
4. Рассмотрим тезис М. Хайдеггера: «Язык создаёт человека». Этот тезис находит прямое подтверждение в прочитанном тексте. Язык — это не просто инструмент для передачи уже готовых мыслей. Как сказано в тексте, он «формирует и организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании и памяти». Именно эта способность структурировать реальность и наше знание о ней и «создаёт» человека как существо мыслящее. Без языка наше восприятие мира было бы хаотичным потоком ощущений. Именно язык даёт нам понятия (через слова) и возможность строить суждения (через предложения), что, по словам автора текста, является основой познания. Более того, текст называет язык «важнейшей формой абстрактного мышления». Способность к абстракции, к размышлению о том, чего нет непосредственно перед глазами, — ключевое отличие человека. Развивая эту способность, язык формирует наше сознание. Таким образом, человек не просто овладевает языком как инструментом; язык сам конструирует человеческое сознание, мышление и саму личность, что и позволяет утверждать, что «язык создаёт человека».
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 4.2 расположенного на странице 21 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №4.2 (с. 21), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.