Номер 3.2, страница 15 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 3. Текст. Его основные признаки, функционирование в тексте языковых единиц - номер 3.2, страница 15.
№3.2 (с. 15)
Условие. №3.2 (с. 15)
скриншот условия
3.2. 1 Прочитайте текст. Какими языковыми средствами (словами, морфологическими формами, синтаксическими конструкциями) реализуются тематическое единство и развёрнутость, последовательность, смысловая цельность, структурная связность и завершённость текста? (Используйте таблицу «Признаки текста».)
2. Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Устно обоснуйте выбор написания.
Язык м..рило бытия нац..и её веры нравстве(н/нн)..сти и даже физического благополучия (з/с)доров(?)я людей. Через язык человекм п..знает д..бро и зло испытыва..т на себе их в..здействие и постига..т что может сам тв..рить слов..м д..бро и зло. И выб..рсл между д..бром и злом люди (в)первые делают именно выб..рая между бл..гим и гибельнымсл слов..м. Доказано что сл..вес(?)ное д..влениес на человека это (не)метафора а физическая реальн..сть. Каждое слово услыш..(н/нн)оем или увид..(н/нн)ое нами слыш..т не только наши уши вид..т не только наши глаза но вся лич(?)н..сть человека н..сёт в себе ..тпечатки увид..(н/нн)ого и услыш..(н/нн)ого. Вот (по)чему интуитивно п..знавм и опытно п..стигнув силу слова человеч..ство исконий очень осторожно обращалось с ним вв..дя з..преты на проклятие скверн..словие и брань (по М. Мироновой).
P 3. Расскажите, как изменяются слова знаменательных (самостоятельных) частей речи. В качестве примеров приведите слова разных частей речи из текста.
Решение. №3.2 (с. 15)
Решение 2. №3.2 (с. 15)
1.
В данном тексте тематическое единство, последовательность и завершённость достигаются с помощью следующих языковых средств:
Тематическое единство и развёрнутость обеспечиваются ключевой темой — «сила и значение слова/языка». Эта тема заявлена в первом предложении («Язык — мерило бытия нации...») и развивается на протяжении всего текста. Единство поддерживается лексическими средствами: повтором ключевых слов (язык, слово, добро, зло) и использованием однокоренных слов (слово, словесное, сквернословие).
Смысловая цельность и последовательность выстроены логически: от общего утверждения о роли языка к конкретизации его влияния на моральный выбор человека, далее — к физической реальности этого влияния и, наконец, к историко-культурному выводу о необходимости осторожного обращения со словом.
Структурная связность реализуется на разных уровнях:
- Лексические средства: использование антонимов (добро — зло, благим — гибельным), которые создают основное противопоставление текста.
- Морфологические средства: использование личных и притяжательных местоимений (её, их, нами, наши, ним), которые связывают предложения и части текста, а также единство видо-временных форм глаголов (преимущественно в настоящем времени: познаёт, испытывает, несёт), что придает тексту характер констатации факта, общего закона.
- Синтаксические средства: использование союзов (и, а, но и), наречий и вводных слов (впервые, именно, вот поэтому), которые организуют повествование. Синтаксический параллелизм («слышат не только наши уши, видят не только наши глаза») усиливает выразительность и подчёркивает всеобъемлющее воздействие слова.
Завершённость текста достигается финальным выводом: осознавая силу слова, человечество исторически выработало защитные механизмы в виде запретов. Этот вывод логически вытекает из предыдущих рассуждений и подводит итог теме.
2.
Язык — мерило бытия нации и её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. И выбор между добром и злом люди впервые делают именно выбирая между благим и гибельным словом.
Доказано, что словесное давление на человека — это не метафора, а физическая реальность. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но и вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. Вот поэтому, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на проклятие, сквернословие и брань (по М. Мироновой).
Обоснование орфографии и пунктуации:
- мерило — проверочное слово «ме́ра».
- нации — в родительном падеже существительное на -ия имеет окончание -и.
- нравственности — от прил. «нравственный», образованного с суффиксом -енн-.
- здоровья — корень «здрав/здоров».
- познаёт, постигает — приставка по-.
- испытывает — глагол I спряжения, окончание -ет.
- воздействие — приставка воз-.
- творить — в корне с чередованием твар/твор без ударения пишется «о».
- словом, добром — в творительном падеже окончание -ом.
- выбор — от «выбирать», но в существительном пишется «о».
- впервые — наречие, пишется слитно.
- выбирая — в корне с чередованием бир/бер пишется «и», так как есть суффикс -а-.
- благим — проверочное слово «бла́го».
- Доказано, что... — запятая отделяет придаточное предложение.
- словесное — от «слово» с помощью суффикса -ес- и -н-.
- давление — проверочное слово «да́вит».
- не метафора, а... — «не» с существительным пишется раздельно при противопоставлении с союзом «а».
- услышанное, увиденное — полные причастия, образованные от глаголов совершенного вида (услышать, увидеть), пишутся с -нн-.
- слышат, видят — глаголы-исключения II спряжения, в 3-м л. мн. ч. имеют окончания -ат, -ят.
- личность — на конце пишется ь, т.к. это существительное 3-го склонения.
- несёт — проверочное слово «нёс».
- отпечатки — приставка от-.
- поэтому — наречие, пишется слитно.
- познав, постигнув — приставка по-.
- искони — наречие, пишется слитно.
- вводя — проверочное слово «ввод».
- запреты — приставка за-.
- сквернословие — соединительная гласная «о».
- Язык — мерило..., давление... — это... реальность — тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
- ...слово, услышанное или увиденное нами, ... — причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми.
- Вот поэтому, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество... — деепричастный оборот выделяется запятыми.
- ...обращалось с ним, вводя запреты... — деепричастный оборот выделяется запятой.
- ...на проклятие, сквернословие и брань — запятая между однородными членами.
3.
Знаменательные (самостоятельные) части речи изменяются, то есть имеют разные грамматические формы. Это позволяет им связываться друг с другом в предложении.
Имя существительное. Изменяется по падежам и числам. Например, слово «слово» в тексте встречается в разных падежных формах:
- именительный падеж, ед. число: (каждое) слово;
- родительный падеж, ед. число: (силу) слова;
- творительный падеж, ед. число: (творить) словом, (гибельным) словом.
Имя прилагательное. Изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому относится. Например, «физический»:
- в тексте: (физического) благополучия — средний род, родительный падеж, ед. число;
- другие формы: физический (И.п., м.р.), физическая (И.п., ж.р.), физические (И.п., мн.ч.).
Глагол. Изменяется по временам, лицам, числам, а в прошедшем времени — по родам. Например, глагол «познавать»:
- в тексте: (человек) познаёт — настоящее время, 3-е лицо, ед. число;
- другие формы: (я) познаю (1-е л.), (они) познают (3-е л., мн.ч.); (он) познавал (прошедшее время); (он) будет познавать (будущее время).
Местоимение. Склоняется, то есть изменяется по падежам, а некоторые и по родам и числам. Например, местоимение «наши»:
- в тексте: (наши) уши, (наши) глаза — именительный/винительный падеж, множественное число;
- другие формы: наш (м.р.), наша (ж.р.), наше (ср.р.), наших (Р.п., мн.ч.).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 3.2 расположенного на странице 15 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №3.2 (с. 15), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.