Номер 8.2, страница 44 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Речевое общение. Параграф 8. Виды монологической речи - номер 8.2, страница 44.

№8.2 (с. 44)
Условие. №8.2 (с. 44)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 44, номер 8.2, Условие

8.2. 1. Прочитайте. Определите стиль текста. Выделите в нём вступление, основную часть, заключение и назовите приёмы организации переходов от одной части к другой. К какому виду монологической речи относится этот текст?

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ

Ф. Скорина родился в Полоцке, в семье купца «средней руки». Точная дата рождения неизвестна, предположительно — 1490 год.

Следует отметить, что жизнь в купеческой среде, род занятий отца семейства способствовали развитию детской любознательности, тяги к знаниям. Почему? Во-первых, купцу приходилось бывать в близких и далёких городах, знакомиться с разными обычаями и законами; во-вторых, от купца требовались предприимчивость при встрече со сборщиками налогов, смелость, решительность при нападении разбойников; в-третьих, для успешной торговли необходимо было также знание многих языков. Рассказы отца о пережитых опасностях, о природе, жизни людей в близких и далёких краях будили у сына желание учиться, чтобы благодаря знаниям понять окружающий мир — то, как он устроен, какое место в нём отведено человеку, как должен жить на земле человек.

Читать и писать Ф. Скорина научился в доме родителей. Учебной книгой для него, как и для многих других детей в старину, была Псалтырь — одна из книг Библии, включающая 150 псалмов, в которых в песенной форме воздаётся хвала Богу.

Будучи юношей, Ф. Скорина уезжает в польский город Краков, поступает там в университет и получает степень магистра. А затем едет в Италию, в университет города Падуи, чтобы учиться на медицинском факультете.

Высшую учёную степень доктора медицинских наук он защищал в университете на протяжении двух дней в диспутах с известными учёными. Научное исследование Скорины было одобрено единогласно.

Итак, купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности, призвание, желание овладеть знаниями более ценны, чем аристократическое происхождение.

Ф. Скорина посвятил себя служению белорусской культуре, которая благодаря его усилиям стала на один уровень с культурой европейской. Умер Ф. Скорина в Праге в 1551 году (по энциклопедическому словарю).

2. Назовите языковые средства научного стиля, использованные в тексте.

3. Составьте план, устно изложите содержание текста по плану.

Решение. №8.2 (с. 44)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 44, номер 8.2, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 44, номер 8.2, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №8.2 (с. 44)

1. Прочитайте. Определите стиль текста. Выделите в нём вступление, основную часть, заключение и назовите приёмы организации переходов от одной части к другой. К какому виду монологической речи относится этот текст?

Стиль текста — научный (в его научно-популярном подстиле). Об этом свидетельствуют точность изложения фактов, наличие дат (1490, 1551), имён собственных (Ф. Скорина, Полоцк, Краков, Падуя), терминов (магистр, доктор медицинских наук, диспут), а также объективность и логичность повествования. Текст написан доступным языком для широкой аудитории.

Структура текста:

  • Вступление: первый абзац. Он знакомит с происхождением Франциска Скорины и объясняет, какие условия в его детстве способствовали развитию тяги к знаниям.
  • Основная часть: абзацы со второго по четвёртый. В этой части последовательно рассказывается об этапах получения образования Скориной: от домашнего обучения до защиты докторской степени в Падуе.
  • Заключение: последние два абзаца. Здесь подводится итог, формулируется главная идея о ценности знаний и призвания, а также говорится о вкладе Скорины в белорусскую культуру.

Приёмы организации переходов между частями:

  • Вводные слова, структурирующие перечисление: во-первых, во-вторых, в-третьих.
  • Вводное слово для подведения итога: итак.
  • Указания на последовательность событий и время: будучи юношей, а затем.
  • Риторический вопрос для перехода от утверждения к его обоснованию: Почему?

Этот текст относится к такому виду монологической речи, как повествование с элементами рассуждения (например, в первом абзаце, где объясняются причины любознательности Скорины).

2. Назовите языковые средства научного стиля, использованные в тексте.

В тексте использованы следующие языковые средства, характерные для научного стиля:

  • Терминология: магистр, доктор медицинских наук, диспут, научное исследование, Псалтырь.
  • Объективность и точность: указание дат (предположительно — 1490 год, 1551 год), имён и географических названий (Ф. Скорина, Полоцк, Краков, Падуя).
  • Отвлечённая лексика: любознательность, тяга к знаниям, предприимчивость, решительность, способности, призвание, происхождение, служение, культура.
  • Книжная лексика: способствовали развитию, овладеть знаниями, воздаётся хвала, аристократическое происхождение.
  • Сложные синтаксические конструкции: предложения, осложнённые однородными членами и обособленными оборотами, сложноподчинённые предложения.
  • Логические связки: использование вводных слов (во-первых, во-вторых, итак) для упорядочивания информации.

3. Составьте план, устно изложите содержание текста по плану.

План для изложения содержания текста:

  1. Детство Франциска Скорины в Полоцке.
    • а) Купеческая среда как источник тяги к знаниям.
    • б) Домашнее обучение чтению и письму.
  2. Годы учёбы в Европе.
    • а) Получение степени магистра в Краковском университете.
    • б) Защита степени доктора медицинских наук в Падуе.
  3. Жизненное призвание и служение белорусской культуре.
    • а) Ценность знаний выше происхождения.
    • б) Вклад в развитие белорусской культуры.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 8.2 расположенного на странице 44 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №8.2 (с. 44), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.