Номер 9.2, страница 51 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Словосочетание. Параграф 9. Словосочетание. 9.1. Словосочетание как единица синтаксиса - номер 9.2, страница 51.
№9.2 (с. 51)
Условие. №9.2 (с. 51)
скриншот условия
9.2. 1. Выпишите из предложений все словосочетания. Какие сочетания вы не выписали и почему?
Возле пристани стоял катер, отдохнувший и умытый после зимней спячки, свежевыкрашенный, с начисто протёртыми стёклами и синей полосой на белой трубе. Пассажиры подходили редко и медленно. Поэтому молодой капитан катера в сплюснутой блином форменной фуражке, женщина-матрос в ватнике и растрёпанный моторист встречали каждого пассажира (по К. Паустовскому).
2. Объясните выделенные орфограммы.
Различают свободные и несвободные словосочетания. В свободных словосочетаниях каждое самостоятельное слово является отдельным членом предложения. Несвободные словосочетания выполняют роль одного члена предложения. Сравните: Вдали виднелись скалистые горы. — Он прочитал горы книг по истории. Буратино схватился за нос. — Они тебя водят за нос. Необычайная красота цветка поразила нас. — На склоне холма мы увидели цветок необычайной красоты.
Решение. №9.2 (с. 51)
Решение 2. №9.2 (с. 51)
Словосочетания, выписанные из текста (в скобках указан вопрос от главного слова к зависимому):
- стоял (где?) возле пристани
- катер (какой?) отдохнувший
- катер (какой?) умытый
- катер (какой?) свежевыкрашенный
- катер (с чем?) со стёклами
- катер (с чем?) с полосой
- отдохнувший (после чего?) после спячки
- умытый (после чего?) после спячки
- спячки (какой?) зимней
- стёклами (какими?) протёртыми
- протёртыми (как?) начисто
- полосой (какой?) синей
- полосой (где?) на трубе
- трубе (какой?) белой
- подходили (как?) редко
- подходили (как?) медленно
- капитан (какой?) молодой
- капитан (чего?) катера
- капитан (в чём?) в фуражке
- фуражке (какой?) форменной
- фуражке (какой?) сплюснутой
- сплюснутой (чем?) блином
- женщина-матрос (в чём?) в ватнике
- моторист (какой?) растрёпанный
- встречали (кого?) пассажира
- пассажира (какого?) каждого
Не были выписаны следующие сочетания слов, так как они не являются словосочетаниями:
- Грамматические основы предложений: катер стоял; пассажиры подходили; капитан, женщина-матрос и моторист встречали. Подлежащее и сказуемое образуют предложение, а не словосочетание. Связь между ними предикативная, а не подчинительная.
- Однородные члены предложения: отдохнувший и умытый; редко и медленно; с... стёклами и... полосой; капитан, женщина-матрос и моторист. Они связаны между собой сочинительной связью при помощи союзов или интонации, а в словосочетании связь всегда подчинительная.
- Сложное слово: женщина-матрос. Это одно сложное существительное, которое пишется через дефис, а не два отдельных слова, связанных подчинительной связью.
В предложенном тексте орфограммы не выделены. Ниже представлено объяснение написания слов, которые содержат орфографические трудности и могли бы быть выделены в задании.
- Свежевыкрашенный: это сложное прилагательное, образованное от наречия свеже и причастия выкрашенный, пишется слитно. В суффиксе причастия пишется две буквы н (-енн-), так как оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать? – выкрасить) и имеет приставку вы-.
- Начисто: это наречие, образованное от прилагательного чистый с помощью приставки на- и суффикса -о. Наречия с приставкой на-, образованные от прилагательных, пишутся слитно.
- Медленно: в наречии на -о пишется столько же букв н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано. Слово медленно образовано от прилагательного медленный, в котором пишется две н (суффикс -енн-).
- Женщина-матрос: это сложное существительное, которое состоит из двух слов, где второе слово является приложением. Такие существительные пишутся через дефис.
- Растрёпанный: на конце приставки рас- пишется буква с, так как корень слова (-трёп-) начинается с глухого согласного звука [т]. В суффиксе полного страдательного причастия растрёпанный пишется две н, так как оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать? – растрепать) и имеет приставку.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 9.2 расположенного на странице 51 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №9.2 (с. 51), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.