Номер 9.2, страница 51 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Словосочетание. Параграф 9. Словосочетание. 9.1. Словосочетание как единица синтаксиса - номер 9.2, страница 51.

№9.2 (с. 51)
Условие. №9.2 (с. 51)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 51, номер 9.2, Условие

9.2. 1. Выпишите из предложений все словосочетания. Какие сочетания вы не выписали и почему?

Возле пристани стоял катер, отдохнувший и умытый после зимней спячки, свежевыкрашенный, с начисто протёртыми стёклами и синей полосой на белой трубе. Пассажиры подходили редко и медленно. Поэтому молодой капитан катера в сплюснутой блином форменной фуражке, женщина-матрос в ватнике и растрёпанный моторист встречали каждого пассажира (по К. Паустовскому).

2. Объясните выделенные орфограммы.

Различают свободные и несвободные словосочетания. В свободных словосочетаниях каждое самостоятельное слово является отдельным членом предложения. Несвободные словосочетания выполняют роль одного члена предложения. Сравните: Вдали виднелись скалистые горы. — Он прочитал горы книг по истории. Буратино схватился за нос. — Они тебя водят за нос. Необычайная красота цветка поразила нас. — На склоне холма мы увидели цветок необычайной красоты.

Решение. №9.2 (с. 51)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 51, номер 9.2, Решение
Решение 2. №9.2 (с. 51)
1. Выпишите из предложений все словосочетания. Какие сочетания вы не выписали и почему?

Словосочетания, выписанные из текста (в скобках указан вопрос от главного слова к зависимому):

  • стоял (где?) возле пристани
  • катер (какой?) отдохнувший
  • катер (какой?) умытый
  • катер (какой?) свежевыкрашенный
  • катер (с чем?) со стёклами
  • катер (с чем?) с полосой
  • отдохнувший (после чего?) после спячки
  • умытый (после чего?) после спячки
  • спячки (какой?) зимней
  • стёклами (какими?) протёртыми
  • протёртыми (как?) начисто
  • полосой (какой?) синей
  • полосой (где?) на трубе
  • трубе (какой?) белой
  • подходили (как?) редко
  • подходили (как?) медленно
  • капитан (какой?) молодой
  • капитан (чего?) катера
  • капитан (в чём?) в фуражке
  • фуражке (какой?) форменной
  • фуражке (какой?) сплюснутой
  • сплюснутой (чем?) блином
  • женщина-матрос (в чём?) в ватнике
  • моторист (какой?) растрёпанный
  • встречали (кого?) пассажира
  • пассажира (какого?) каждого

Не были выписаны следующие сочетания слов, так как они не являются словосочетаниями:

  • Грамматические основы предложений: катер стоял; пассажиры подходили; капитан, женщина-матрос и моторист встречали. Подлежащее и сказуемое образуют предложение, а не словосочетание. Связь между ними предикативная, а не подчинительная.
  • Однородные члены предложения: отдохнувший и умытый; редко и медленно; с... стёклами и... полосой; капитан, женщина-матрос и моторист. Они связаны между собой сочинительной связью при помощи союзов или интонации, а в словосочетании связь всегда подчинительная.
  • Сложное слово: женщина-матрос. Это одно сложное существительное, которое пишется через дефис, а не два отдельных слова, связанных подчинительной связью.
2. Объясните выделенные орфограммы.

В предложенном тексте орфограммы не выделены. Ниже представлено объяснение написания слов, которые содержат орфографические трудности и могли бы быть выделены в задании.

  • Свежевыкрашенный: это сложное прилагательное, образованное от наречия свеже и причастия выкрашенный, пишется слитно. В суффиксе причастия пишется две буквы н (-енн-), так как оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать? – выкрасить) и имеет приставку вы-.
  • Начисто: это наречие, образованное от прилагательного чистый с помощью приставки на- и суффикса . Наречия с приставкой на-, образованные от прилагательных, пишутся слитно.
  • Медленно: в наречии на пишется столько же букв н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано. Слово медленно образовано от прилагательного медленный, в котором пишется две н (суффикс -енн-).
  • Женщина-матрос: это сложное существительное, которое состоит из двух слов, где второе слово является приложением. Такие существительные пишутся через дефис.
  • Растрёпанный: на конце приставки рас- пишется буква с, так как корень слова (-трёп-) начинается с глухого согласного звука [т]. В суффиксе полного страдательного причастия растрёпанный пишется две н, так как оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать? – растрепать) и имеет приставку.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 9.2 расположенного на странице 51 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №9.2 (с. 51), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.