Номер 9.3, страница 51 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Словосочетание. Параграф 9. Словосочетание. 9.1. Словосочетание как единица синтаксиса - номер 9.3, страница 51.

№9.3 (с. 51)
Условие. №9.3 (с. 51)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 51, номер 9.3, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 51, номер 9.3, Условие (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 51, номер 9.3, Условие (продолжение 3)

9.3. 1. Рассмотрите таблицу. Приведите свои примеры разных видов не- свободных словосочетаний.

Несвободные словосочетания

Вид несвободных словосочетаний Примеры
Составные цельные наименования Софья Васильевна Ковалевская, профессор-математик, является автором и литературных произведений (из энциклопедии). По последним данным, в Старых Дорогах проживает более десяти тысяч человек.
Фразеологически несвободные Он очень хороший литературный критик, у него есть искра божья (С. Ковалевская). Вы, как говорится, наступили на любимую мозоль (А. Чехов).
Синтаксически несвободные В восемнадцать лет Дагни окончила школу (К. Паустовский). Она глядела широко открытыми глазами на огни пароходов (К. Паустовский).
Метафорически несвободные Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет (С. Есенин).

2. Спишите предложения в соответствии с нормами орфографии. Найдите несвободные словосочетания. Подчеркните их как члены предложения. Устно объясните значение фразеологизмов.

1. Человек должен трудит(?)ся, работать в поте лица, кто бы он (н..)был, и в этом заключает(?)ся смысл и цельР его жизни, его счастье (А. Чехов).

2. Спустям (не)сколько дней Ромашов вспом..нал, точно д..лёкое, (н..)когда (не)забыва..мое снов..дениесл, эту фантастическую пр..гулку (А. Куприн).

3. А разве она какая(нибудь) важная птица? (Ф. Гладков).

4. Прошло две минуты, и (с)низу начала медле(н/нн)о под..мат(?)ся круглая стриже(н/нн)ая голова без шапки (А. Куприн).

5. Витаем в обл..ках, а на землю внимания не обр..щаем (Ф. Панфёров).

6. Хлебников погл..делм на него растер..(н/нн)ым взором, но тот(час) же отвернулся (А. Куприн).

7. Не слышал, что(бы) такие тёртые калачи, этакие стрел..(н/нн)ые воробьи исправлялись (К. Федин).

8. И всё ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, и(с/сс)ку(с/сс)тво и свободный физический труд (А. Куприн).

Кр 3. Приведите исходную форму и формы прошедшего времени выделенного глагола. Поставьте в них ударение.

4. Определите виды несвободных словосочетаний.

Различают три вида подчинительной связи слов в словосоче- тании: согласование, управление, примыкание.

При согласовании с изменением главного слова соответствен- но изменяется и зависимое: аленький цветочек, аленького цве- точка, аленькому цветочку, аленьким цветочком.

При управлении зависимое слово не меняет своей формы с из- менением главного слова: тренировать гимнастов, тренирую гимнастов, тренировал гимнастов, тренируя гимнастов, трени- ровавший гимнастов.

При примыкании зависимое слово (неизменяемая часть речи или форма слова) связывается с главным только по смыслу: успеш- но выступить, говорить запинаясь, поручить организовать.

Решение. №9.3 (с. 51)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 51, номер 9.3, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 51, номер 9.3, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №9.3 (с. 51)
1.
  • Составные цельные наименования: Чёрное море, железная дорога, Иван Грозный.
  • Фразеологически несвободные: бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать).
  • Синтаксически несвободные: много дел, пара сапог, стакан воды.
  • Метафорически несвободные: золотые руки (умелые руки), каменное сердце (безжалостный человек).
2, 4.

Ниже представлены предложения с исправленной орфографией, а также анализ несвободных словосочетаний, найденных в них.

  • 1. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он не был, и в этом заключается смысл и цель его жизни, его счастье.

    Работать в поте лица — фразеологически несвободное словосочетание (фразеологизм). Значение: очень усердно, тяжело трудиться. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

  • 2. Спустя несколько дней Ромашов вспоминал, точно далёкое, никогда не забываемое сновидение, эту фантастическую прогулку.

    Несколько дней — синтаксически несвободное словосочетание. В предложении является обстоятельством времени.

  • 3. А разве она какая-нибудь важная птица?

    Важная птица — фразеологически несвободное словосочетание (фразеологизм). Значение: влиятельный, занимающий высокое положение человек (часто с ироническим оттенком). В предложении является частью составного именного сказуемого.

  • 4. Прошло две минуты, и снизу начала медленно подниматься круглая остриженная голова без шапки.

    Две минуты — синтаксически несвободное словосочетание. В предложении является подлежащим.

  • 5. Витаем в облаках, а на землю внимания не обращаем.

    Витать в облаках — фразеологически несвободное словосочетание (фразеологизм). Значение: мечтать, фантазировать, быть непрактичным. В предложении является сказуемым.

    Не обращать внимания — фразеологически несвободное словосочетание (фразеологизм). Значение: игнорировать. В предложении является сказуемым.

  • 6. Хлебников поглядел на него растерянным взором, но тотчас же отвернулся.

    Тотчас же — фразеологически несвободное словосочетание (наречное выражение). Значение: сразу, немедленно. В предложении является обстоятельством времени.

  • 7. Не слышал, чтобы такие тёртые калачи, этакие стреляные воробьи исправлялись.

    Тёртый калач и стреляный воробей — фразеологически несвободные словосочетания (фразеологизмы). Значение: очень опытный, бывалый человек, которого трудно провести или удивить. В предложении являются подлежащими.

  • 8. И всё ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд.

    Физический труд — составное цельное наименование. В предложении является частью ряда однородных подлежащих.

3.

Выделенный глагол — становилась.

  • Исходная форма (инфинитив): станови́ться.
  • Формы прошедшего времени:
    • мужской род, единственное число: станови́лся
    • женский род, единственное число: станови́лась
    • средний род, единственное число: станови́лось
    • множественное число: станови́лись

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 9.3 расположенного на странице 51 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №9.3 (с. 51), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.