Номер 16.15, страница 100 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое осложнённое предложение. Параграф 16. Предложения о однородными членами. 16.3. Стилистические возможности однородных членов - номер 16.15, страница 100.

№16.15 (с. 100)
Условие. №16.15 (с. 100)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 100, номер 16.15, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 100, номер 16.15, Условие (продолжение 2)

16.15. 1. Прочитайте текст. Вспомните название очерка. Определите замысел автора.

2. Какие синтаксические конструкции преобладают в тексте? Почему?

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, пойменные и лесные озёра, заросшие чёрным камышом, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов?

Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории (по К. Паустовскому).

3. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их как члены предложения. Будьте внимательны при определении синтаксической функции однородных членов в неполных предложениях.

Решение. №16.15 (с. 100)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 100, номер 16.15, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 100, номер 16.15, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №16.15 (с. 100)

1.

Текст является отрывком из очерка К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона».

Замысел автора — показать скромную, неброскую, но глубокую и притягательную красоту родной земли на примере Мещёрского края. Паустовский подчёркивает, что прелесть этой местности заключается не в ярких и грандиозных пейзажах, а в незаметных на первый взгляд деталях, которые открываются лишь внимательному и любящему наблюдателю. Автор стремится донести мысль, что истинная красота и богатство природы раскрываются постепенно, и чтобы полюбить её, нужно научиться видеть и слышать её тихий, сокровенный мир.

2.

В тексте преобладают предложения, осложнённые рядами однородных членов, а также неполные предложения, состоящие из однородных членов. Автор использует однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.

Такое построение текста не случайно. Использование большого количества однородных членов позволяет автору:

  • Создать панорамное, детальное и многогранное описание природы Мещёрского края. Ряды перечислений (что можно увидеть, что можно услышать) помогают читателю живо представить всё богатство и разнообразие этого, на первый взгляд, скромного мира.
  • Передать ощущение неторопливого, созерцательного погружения в природу. Перечисление замедляет темп повествования, заставляя читателя всмотреться в каждую деталь, как это делает сам автор.
  • Усилить эмоциональное воздействие, подчёркивая идею о том, что прелесть края складывается из множества простых, но милых сердцу явлений и образов.

3.

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Первая пара — однородные дополнения, вторая пара и слово «воздуха» — однородные дополнения).

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поймённые и лесные озёра, заросшие чёрным камышом, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. (В данном неполном предложении однородные члены выполняют функцию дополнений, отвечая на вопрос «увидеть (что?)» из предыдущего предложения. «Заросшие чёрным камышом» и «пахнущие сухим и тёплым сеном» являются обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и относятся к словам «озёра» и «стога» соответственно, но в ряду перечислений они стоят как самостоятельные образы-картины, функционально близкие к другим однородным членам).

В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Это сложносочинённое предложение, части которого можно рассматривать как однородные простые предложения с основами «леса шумят» и «вершины гнутся»).

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. (Однородные дополнения. Внутри ряда есть однородные определения «одинокие, обугленные»).

Потом с каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу. (Однородные именные части составного именного сказуемого).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 16.15 расположенного на странице 100 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №16.15 (с. 100), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.