Номер 20.10, страница 135 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Сложное предложение. Параграф 20. Сложносочинённое предложение. 20.2. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях - номер 20.10, страница 135.

№20.10 (с. 135)
Условие. №20.10 (с. 135)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 135, номер 20.10, Условие

20.10. Подберите из текстов художественных произведений, изучаемых на уроках русской литературы, или придумайте свои примеры для иллюстрации правил постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Запятая

[ ], и [ ].

[ ], или [ ].

[ ], либо [ ].

[ ], да (=и) [ ].

И [ ], и [ ].

То [ ], то [ ].

Отсутствие запятой

Обст-во [ ] и [ ].

Доп-е [ ] или [ ].

Вводн. сл., [ ] либо [ ].

Част. [ ] и [ ].

[Сущ. в И. п.] и [сущ. в И. п.].

[ ] или [ ]?

[ ] и [ ]!

Тире

[ ] — и [следствие, результат].

[ ] — и вдруг [быстрая смена событий].

[ ] — и [противопоставление].

Точка с запятой

[ ]; но [О, О, О, О].

[сущ., |~~~|, ...]; но [..., вводн. сл., ...].

[глаг., |-----|, ...]; а [О, и О, и О].

Решение. №20.10 (с. 135)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 135, номер 20.10, Решение
Решение 2. №20.10 (с. 135)
Запятая

Запятая ставится между частями сложносочинённого предложения, соединёнными союзами.

  • [ ], и [ ].: «Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом…» (А. Фет). Простое соединение двух событий.

  • [ ], или [ ].: «Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» (А.С. Пушкин). Союз выражает взаимоисключение или чередование.

  • [ ], либо [ ].: Вам следует поторопиться, либо вы рискуете всё пропустить. Союз «либо» синонимичен союзу «или».

  • [ ], да (=и) [ ].: «Кричали выпи, да ревели чайки» (И.С. Тургенев). Союз «да» используется в значении соединительного союза «и».

  • И [ ], и [ ].: «И нет душевных сил, и жить уж не для чего…» (А.П. Чехов). Запятая ставится между частями предложения при повторяющемся союзе «и».

  • То [ ], то [ ].: «То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит» (Н.А. Некрасов). Запятая ставится при повторяющемся союзе «то... то», указывающем на чередование явлений.

Отсутствие запятой

Запятая не ставится, если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим элементом.

  • Общий второстепенный член (обстоятельство): «В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря» (М.А. Шолохов). Общее обстоятельство «в это время» относится к обоим сказуемым.

  • Общее дополнение: Меня знобило или клонило в сон. Общее дополнение «меня» относится к обоим безличным глаголам.

  • Общее вводное слово: Кажется, тучи рассеиваются либо скоро выглянет солнце. Общее вводное слово «кажется» выражает отношение говорящего к обоим событиям.

  • Общая частица: Только звёзды мерцали и луна освещала дорогу. Частица «только» относится к обеим частям предложения.

  • Два назывных предложения: Мороз и солнце. Два односоставных назывных предложения, объединённых в одно сложное.

  • Два вопросительных предложения: Когда мы вернёмся домой и сможем ли мы отдохнуть? Обе части являются вопросительными и объединены общей вопросительной интонацией.

  • Два восклицательных предложения: Как здесь красиво и как легко дышится! Обе части являются восклицательными и объединены общей восклицательной интонацией.

Тире

Тире ставится, если вторая часть предложения содержит неожиданный результат, следствие или резкое противопоставление.

  • Следствие, результат: «Ямщик свистнул — и лошади поскакали» (А.С. Пушкин). Вторая часть («лошади поскакали») является быстрым и естественным следствием первой («ямщик свистнул»).

  • Быстрая смена событий: Дунул ветер — и всё вокруг ожило. Тире подчёркивает внезапность, стремительность действия во второй части.

  • Противопоставление: Все хотели мира — и только он жаждал войны. Тире ставится для выражения резкого контраста между содержанием двух частей.

Точка с запятой

Точка с запятой ставится между частями сложносочинённого предложения, если они значительно распространены (особенно если внутри них уже есть запятые) или имеют меньшую смысловую связь друг с другом.

  • Он уже был готов согласиться на предложение; но внезапно возникшие сомнения, воспоминания о прошлых неудачах, предостережения друзей и собственная осторожность заставили его передумать. Вторая часть сильно распространена за счёт однородных подлежащих.

  • Старый дом, почерневший от времени и дождей, стоял на холме в полном одиночестве; но, к моему удивлению, в одном из его окон, казалось, горел слабый свет, обещавший приют заблудившемуся путнику. Обе части осложнены обособленными оборотами, вводными словами и другими знаками препинания.

  • Мальчик бежал изо всех сил, не обращая внимания на колючие ветки, хлеставшие его по лицу; а позади него раздавались и крики погони, и лай собак, и треск ломаемых сучьев. Обе части распространены и осложнены: первая — деепричастным и причастным оборотами, вторая — однородными членами с повторяющимся союзом.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 20.10 расположенного на странице 135 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №20.10 (с. 135), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.