Номер 31.1, страница 214 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 31. Употребление тире - номер 31.1, страница 214.
№31.1 (с. 214)
Условие. №31.1 (с. 214)
скриншот условия
31.1. 1. Прочитайте текст. Соотнесите его с кластером «Функции тире».
Учёные пишут
Судьба тире в русской пунктуации очень интересна и стремительна: появившись только во второй половине XVIII века, то есть позже других знаков (в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова оно ещё не отмечено), тире всё шире и заметнее завоёвывает себе позиции в пунктуационной системе.
Применение этого знака имеет очень широкий диапазон. Прежде всего, тире многофункционально: оно выполняет функции и чисто структурные, и смысловые, и экспрессивные. В настоящее время тире ведёт себя явно наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняя в ряде позиций двоеточие.
Широта применения тире в современных публикациях свидетельствует о некоторой универсализации этого знака. Ещё раз подчеркнём широту диапазона употребления тире: 1) это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти словесно пустые места; 2) при отсутствии специальных лексико-грамматических средств выражения (при бессоюзии) тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений — условно-временных и следственных, в устной речи эти значения передаются интонационными средствами; 3) служит цели создания эмоционально-экспрессивных и актуализирующих качеств речи.
Н. С. Валгина
Но употребительность тире растёт. Знак начинает «захватывать» чужие позиции, особенно если они определяются смысловыми показателями. В частности, выявляется тенденция к вытеснению двоеточия знаком тире в тех случаях, когда пояснительно-разъяснительный смысл конструкций очевиден, — смысловые отношения частей предложения проявляются на лексическом уровне, лежат на поверхности.
Говоря о наступательной роли тире, хотелось бы сделать такую оговорку: знаки, уступая место тире, не исчезают вовсе, они несколько меняют своё качество. В этом и сказывается процесс исторических преобразований в пунктуационной системе. Количественные «накопления» здесь — имеется в виду практика употребления — постепенно приводят к качественным изменениям (Н. Валгина).
2. Согласны ли вы с высказыванием? Приведите по 1—2 примера на каждый крайний элемент кластера.
Функции тире
| отделяющая функция | в простом предложении | Тире | в сложном предложении | отделяющая функция |
| выделяющая функция | ||||
| при прямой речи, в том числе диалоге | отделяющая функция | |||
| выделяющая функция |
Решение. №31.1 (с. 214)
Решение 2. №31.1 (с. 214)
Да, я полностью согласен с высказыванием Н. С. Валгиной. Тире действительно является одним из самых многофункциональных и «экспансивных» знаков препинания в современном русском языке. Его универсальность, о которой говорит автор, проявляется в способности выполнять самые разные функции: от чисто структурных (отделение членов предложения) до смысловых и экспрессивных. Наблюдения за современной письменной речью, особенно в публицистике и художественной литературе, подтверждают тенденцию к расширению сферы употребления тире, часто за счёт вытеснения двоеточия, что свидетельствует о продолжающемся процессе исторических преобразований в русской пунктуационной системе.
Ниже приведены примеры, иллюстрирующие функции тире в соответствии с элементами кластера.
Отделяющая функция в простом предложении
1. Чтение — вот лучшее учение. (Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже).
2. На столе, на полках, на подоконнике — везде стояли цветы. (Тире перед обобщающим словом после ряда однородных членов).
Выделяющая функция в простом предложении
1. В углу комнаты стоял старый — обитый тёмной кожей — диван. (Тире с двух сторон выделяет распространённое приложение, стоящее в середине предложения).
2. Вся эта поездка — по сути, авантюра — казалась ему всё более привлекательной. (Тире выделяет вставную конструкцию, содержащую оценку или пояснение).
Отделяющая функция в сложном предложении
1. Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Тире в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого содержит следствие, результат).
2. Он слово скажет — все смеются. (Тире в бессоюзном сложном предложении, первая часть которого указывает на время или условие совершения действия во второй).
Выделяющая функция в сложном предложении
1. Когда мы вернулись домой — а было уже далеко за полночь, — все спали. (Тире выделяет вставное предложение внутри основного).
2. Он пообещал, что придёт — и я ему поверил, — но так и не появился. (Тире выделяет вставную конструкцию, поясняющую отношение говорящего к происходящему).
Отделяющая функция при прямой речи, в том числе диалоге
1. «Я сейчас вернусь», — сказал отец. (Тире отделяет слова автора от прямой речи).
2. Диалог:
— Который час?
— Уже поздно. Пора домой. (Тире в начале каждой реплики диалога).
Выделяющая функция при прямой речи, в том числе диалоге
1. «Постойте, — закричал он, — вы не туда идёте!» (Тире с двух сторон (вместе с запятой) выделяет слова автора, разрывающие прямую речь).
2. «Я думаю, — нерешительно произнёс гость, — что мне лучше уйти». (Слова автора, вставленные в середину прямой речи, выделяются с обеих сторон тире и запятыми).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 31.1 расположенного на странице 214 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №31.1 (с. 214), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.