Номер 30.1, страница 208 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 30. Употребление двоеточия - номер 30.1, страница 208.

№30.1 (с. 208)
Условие. №30.1 (с. 208)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 208, номер 30.1, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 208, номер 30.1, Условие (продолжение 2)

Pp 30.1. 1. С опорой на таблицу расскажите об употреблении двоеточия в простом и бессоюзном сложном предложениях. В качестве примеров к схемам пунктуационных правил используйте приведённые после таблицы предложения.

Употребление двоеточия

Простое предложение Сложное предложение

после обобщающего слова перед однородными членами:

◉ O, O, O

* , а именно: O, O, O

* , как то: O, O, O

* , то есть: O, O, O

  • если вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
    [...] : [причина]. / = [...], (потому что ...).
  • если между частями складываются изъяснительные отношения:
    [...] : [изъяснение]. /
    = [...], (что ...).
    = [... и увидел], (что ...).
    = [... и услышал], (что ...).
    = [... и чувствую], (что ...).
Простое предложение Сложное предложение
  • если во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части:
    [...] : [пояснение]. / = [...], а именно: [...].
  • если вторая часть представляет собой прямой вопрос:
    [...] : [...].?

Примечание. Двоеточие в некоторых текстах официально-делового и научно-го стилей может употребляться и без обобщающего слова для предупреждения перечисления, оформленного в виде маркированных или нумерованных списков

1. Тишина... И только на зорьке зазвучат в Гремячем Логу утренн°е голоса жизни: зашуршат голые ветви тополей, зачиргикают, перекликаясь, зазимовавшие возле хутора куропатки.

2. Мне твёрдо надо знать: решил ли?

3. И только тут Давыдов понял, почему, когда подошёл к ним парень, вдруг пахуче и сладко дохнуло от него подсолнечным маслом: его промасленна°я кожаная куртка была насквозь пропитана° этим невыветривающимся° вкусным запахом.

4. Помни: наши пути схлестнутся°!

5. Под месяцем неярко светится на стволе вишни янтарный натёк замёрзшего° клея. Сорви его и посмотри: комочек клея, будто вызревша°я нетронута°я слива, покрыт нежнейшим дымчатым налётом (по М. Шолохову).

6. Я прислушался к своим ощущениям: вода лишь кажется тёплой.

7. Пока ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным° пирожком, нарочно сберегаемым° для проезжающих в течение° нескольких недель, мозги с горошком, сосиски с капустой, курица жареная°, огурец солёный° и вечный слоёный° сладкий пирожок, всегда готовый к услугам (по Н. Гоголю).

8. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями (И. Тургенев).

9. В пьесе «Горе от ума» подняты все остро стоявшие в то время вопросы, а именно: о крепостном праве, просвещении°, службе, воспитании.

2. Слова, предназначенные для орфографического разбора, дополнительно разберите по составу.

Решение. №30.1 (с. 208)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 208, номер 30.1, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 208, номер 30.1, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №30.1 (с. 208)

Двоеточие — это знак препинания, который используется как в простых, так и в бессоюзных сложных предложениях для указания на последующее разъяснение, перечисление или раскрытие причины.

Простое предложение

В простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов. Обобщающее слово может быть усилено словами как то, а именно, то есть.

  • Пример 1: «И только на зорьке зазвучат в Гремячем Логу утренние голоса жизни: зашуршат голые ветви тополей, зачиргикают, перекликаясь, зазимовавшие возле хутора куропатки». Здесь «утренние голоса жизни» — это обобщающее слово, за которым следует перечисление того, что входит в это понятие. Схема: [⦿: О, О].
  • Пример 7: «Пока ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком..., мозги с горошком, сосиски с капустой...». После обобщающего слова «блюда» и уточняющего «как то» идёт перечисление конкретных блюд. Схема: [⦿, как то: О, О, О...].
  • Пример 8: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином...». Обобщающее выражение «понимал действительность» раскрывается через перечисление действий, которые следуют за уточняющим «то есть». Схема: [⦿, то есть: О, О, О].
  • Пример 9: «В пьесе «Горе от ума» подняты все остро стоявшие в то время вопросы, а именно: о крепостном праве, просвещении, службе, воспитании». Обобщающее слово «вопросы» конкретизируется перечислением после слова «а именно». Схема: [⦿, а именно: О, О, О, О].
Сложное предложение

В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится в нескольких случаях:

  • Если вторая часть называет причину или основание того, о чём говорится в первой. Между частями можно вставить союз потому что.
    Пример 3: «И только тут Давыдов понял, почему, когда подошёл к ним парень, вдруг пахуче и сладко дохнуло от него подсолнечным маслом: его промасленная кожаная куртка была насквозь пропитана этим невыветривающимся вкусным запахом». (Можно проверить: ...дохнуло от него подсолнечным маслом, потому что его... куртка была пропитана...). Схема: [...]: [причина].
  • Если между частями складываются изъяснительные отношения. Вторая часть раскрывает содержание первой, поясняя сказуемое (часто это глаголы речи, мысли, восприятия: видеть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.д.). Между частями можно вставить союз что или сочетание и увидел, что; и услышал, что.
    Пример 4: «Помни: наши пути схлестнутся!» (Можно проверить: Помни, что наши пути схлестнутся!).
    Пример 5: «Сорви его и посмотри: комочек клея... покрыт нежнейшим дымчатым налётом». (Можно проверить: Сорви его и посмотри, и увидишь, что комочек клея... покрыт...). Схема: [...]: [изъяснение].
  • Если во второй части поясняется, раскрывается содержание первой. Между частями можно вставить слова а именно.
    Пример 6: «Я прислушался к своим ощущениям: вода лишь кажется тёплой». (Можно проверить: Я прислушался к своим ощущениям, а именно: вода лишь кажется тёплой). Схема: [...]: [пояснение].
  • Если вторая часть представляет собой прямой вопрос.
    Пример 2: «Мне твёрдо надо знать: решил ли?». Схема: [...]: [...]?

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 30.1 расположенного на странице 208 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №30.1 (с. 208), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.