Номер 30.1, страница 208 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 30. Употребление двоеточия - номер 30.1, страница 208.
№30.1 (с. 208)
Условие. №30.1 (с. 208)
скриншот условия
Pp 30.1. 1. С опорой на таблицу расскажите об употреблении двоеточия в простом и бессоюзном сложном предложениях. В качестве примеров к схемам пунктуационных правил используйте приведённые после таблицы предложения.
Употребление двоеточия
| Простое предложение | Сложное предложение |
|---|---|
| после обобщающего слова перед однородными членами: ◉ O, O, O * , а именно: O, O, O * , как то: O, O, O * , то есть: O, O, O |
|
| Простое предложение | Сложное предложение |
|---|---|
|
Примечание. Двоеточие в некоторых текстах официально-делового и научно-го стилей может употребляться и без обобщающего слова для предупреждения перечисления, оформленного в виде маркированных или нумерованных списков
1. Тишина... И только на зорьке зазвучат в Гремячем Логу утренн°е голоса жизни: зашуршат голые ветви тополей, зачиргикают, перекликаясь, зазимовавшие возле хутора куропатки.
2. Мне твёрдо надо знать: решил ли?
3. И только тут Давыдов понял, почему, когда подошёл к ним парень, вдруг пахуче и сладко дохнуло от него подсолнечным маслом: его промасленна°я кожаная куртка была насквозь пропитана° этим невыветривающимся° вкусным запахом.
4. Помни: наши пути схлестнутся°!
5. Под месяцем неярко светится на стволе вишни янтарный натёк замёрзшего° клея. Сорви его и посмотри: комочек клея, будто вызревша°я нетронута°я слива, покрыт нежнейшим дымчатым налётом (по М. Шолохову).
6. Я прислушался к своим ощущениям: вода лишь кажется тёплой.
7. Пока ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным° пирожком, нарочно сберегаемым° для проезжающих в течение° нескольких недель, мозги с горошком, сосиски с капустой, курица жареная°, огурец солёный° и вечный слоёный° сладкий пирожок, всегда готовый к услугам (по Н. Гоголю).
8. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями (И. Тургенев).
9. В пьесе «Горе от ума» подняты все остро стоявшие в то время вопросы, а именно: о крепостном праве, просвещении°, службе, воспитании.
2. Слова, предназначенные для орфографического разбора, дополнительно разберите по составу.
Решение. №30.1 (с. 208)
Решение 2. №30.1 (с. 208)
Двоеточие — это знак препинания, который используется как в простых, так и в бессоюзных сложных предложениях для указания на последующее разъяснение, перечисление или раскрытие причины.
Простое предложениеВ простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов. Обобщающее слово может быть усилено словами как то, а именно, то есть.
- Пример 1: «И только на зорьке зазвучат в Гремячем Логу утренние голоса жизни: зашуршат голые ветви тополей, зачиргикают, перекликаясь, зазимовавшие возле хутора куропатки». Здесь «утренние голоса жизни» — это обобщающее слово, за которым следует перечисление того, что входит в это понятие. Схема: [⦿: О, О].
- Пример 7: «Пока ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком..., мозги с горошком, сосиски с капустой...». После обобщающего слова «блюда» и уточняющего «как то» идёт перечисление конкретных блюд. Схема: [⦿, как то: О, О, О...].
- Пример 8: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином...». Обобщающее выражение «понимал действительность» раскрывается через перечисление действий, которые следуют за уточняющим «то есть». Схема: [⦿, то есть: О, О, О].
- Пример 9: «В пьесе «Горе от ума» подняты все остро стоявшие в то время вопросы, а именно: о крепостном праве, просвещении, службе, воспитании». Обобщающее слово «вопросы» конкретизируется перечислением после слова «а именно». Схема: [⦿, а именно: О, О, О, О].
В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится в нескольких случаях:
- Если вторая часть называет причину или основание того, о чём говорится в первой. Между частями можно вставить союз потому что.
Пример 3: «И только тут Давыдов понял, почему, когда подошёл к ним парень, вдруг пахуче и сладко дохнуло от него подсолнечным маслом: его промасленная кожаная куртка была насквозь пропитана этим невыветривающимся вкусным запахом». (Можно проверить: ...дохнуло от него подсолнечным маслом, потому что его... куртка была пропитана...). Схема: [...]: [причина]. - Если между частями складываются изъяснительные отношения. Вторая часть раскрывает содержание первой, поясняя сказуемое (часто это глаголы речи, мысли, восприятия: видеть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.д.). Между частями можно вставить союз что или сочетание и увидел, что; и услышал, что.
Пример 4: «Помни: наши пути схлестнутся!» (Можно проверить: Помни, что наши пути схлестнутся!).
Пример 5: «Сорви его и посмотри: комочек клея... покрыт нежнейшим дымчатым налётом». (Можно проверить: Сорви его и посмотри, и увидишь, что комочек клея... покрыт...). Схема: [...]: [изъяснение]. - Если во второй части поясняется, раскрывается содержание первой. Между частями можно вставить слова а именно.
Пример 6: «Я прислушался к своим ощущениям: вода лишь кажется тёплой». (Можно проверить: Я прислушался к своим ощущениям, а именно: вода лишь кажется тёплой). Схема: [...]: [пояснение]. - Если вторая часть представляет собой прямой вопрос.
Пример 2: «Мне твёрдо надо знать: решил ли?». Схема: [...]: [...]?
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 30.1 расположенного на странице 208 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №30.1 (с. 208), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.