Номер 29.1, страница 205 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 29. Употребление точки с запятой - номер 29.1, страница 205.
№29.1 (с. 205)
Условие. №29.1 (с. 205)
скриншот условия
29.1. 1. Расскажите об употреблении точки с запятой, опираясь на информацию в таблице. Для примеров подберите предложения из задания после таблицы.
Употребление точки с запятой
| Простое предложение | Сложное предложение |
|---|---|
| между распространёнными (часто дополнительно осложнёнными, со своими знаками препинания) однородными членами: ◯; ◯; ◯ | в любом типе СП при значительном распространении и/или осложнении частей (имеют свои знаки препинания): [... ◯ и ◯]; и [...]. [...], (..., ~~~); (~~~, ...). [... , — — —]; [...]. |
| в БСП и ССП, части которых далеки друг от друга по смыслу: [...]; [...]. / [...]; но [...]. |
Примечание. При оформлении маркированных или нумерованных списков в конце каждого промежуточного пункта ставится точка с запятой, независимо от структуры компонента в пунктах списка
2. Графически объясните постановку точки с запятой в предложениях, иллюстрирующих правила употребления точки с запятой.
1. От тарелок поднимался пахнущий раками пар; пёс сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада. 2. Что телеграфировал из Ялты какой-то самозванец или сумасшедший, в этом сомнений не было; но вот что было странно: откуда же ялтинский мистификатор знает Воланда, только вчера приехавшего в Москву? 3. Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие; словом, был гадкий, гнусный скандал. 4. Козлоногий почтительно осведомился у Маргариты, на чём она прибыла на реку; узнав, что она явилась верхом на щётке, сказал: «О, зачем же, это неудобно...» (по М. Булгакову). 5. Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке (Л. Толстой).
3. Выпишите из повести М. Булгакова «Собачье сердце» (см. главы III, V, VI, IX) 3—4 предложения, в которых ставится точка с запятой. Графически объясните выбор такого знака препинания.
Решение. №29.1 (с. 205)
Решение 2. №29.1 (с. 205)
1.
Точка с запятой — это знак препинания, который используется для разделения более крупных и самостоятельных смысловых частей, чем те, что разделяются запятой, но менее самостоятельных, чем те, что разделяются точкой. Опираясь на таблицу, можно выделить два основных случая употребления точки с запятой.
В простом предложении. Точка с запятой ставится между распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри них уже есть знаки препинания (например, запятые, выделяющие причастные или деепричастные обороты). Этот знак создаёт более отчётливую паузу и помогает разграничить сложные по структуре однородные члены.
Пример из текста (предложение 5):
«Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке».
Здесь точка с запятой разделяет группы однородных подлежащих (стена, пятна; круп; спина; огонёк), каждая из которых сильно распространена за счёт зависимых слов и придаточных предложений.
В сложном предложении.
- Точка с запятой ставится между частями сложносочинённого (ССП) или бессоюзного (БСП) предложения, если эти части значительно распространены, имеют внутри себя другие знаки препинания или достаточно далеки друг от друга по смыслу. Это позволяет избежать нагромождения запятых и чётче разделить смысловые блоки.
Пример из текста (предложение 1):
«От тарелок поднимался пахнущий раками пар; пёс сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада».
Это бессоюзное сложное предложение (БСП), части которого достаточно самостоятельны по смыслу, хотя и описывают общую картину. Точка с запятой подчёркивает эту самостоятельность.
Пример из текста (предложение 2):
«Что телеграфировал из Ялты какой-то самозванец или сумасшедший, в этом сомнений не было; но вот что было странно: откуда же ялтинский мистификатор знает Воланда, только вчера приехавшего в Москву?»
Это сложносочинённое предложение (ССП), соединённое союзом «но». Его части очень распространены и сами являются сложными предложениями, содержащими знаки препинания (запятые, двоеточие). Точка с запятой разделяет эти крупные синтаксические конструкции.
2.
1. От тарелок поднимался пахнущий раками пар; пёс сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада.
Схема: [... пар]; [пёс сидел ...].
Это бессоюзное сложное предложение (БСП). Точка с запятой ставится, так как его части — самостоятельные предложения, описывающие разные, хотя и связанные, детали одной сцены.
2. Что телеграфировал из Ялты какой-то самозванец или сумасшедший, в этом сомнений не было; но вот что было странно: откуда же ялтинский мистификатор знает Воланда, только вчера приехавшего в Москву?
Схема: [..., в этом ... не было]; но [...: ...].
Это сложносочинённое предложение (ССП). Точка с запятой разделяет его части, так как они значительно распространены и имеют внутри себя знаки препинания (запятые, двоеточие).
3. Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие; словом, был гадкий, гнусный скандал.
Схема: [... толпа, |---.|]; [словом, был ... скандал].
Это бессоюзное сложное предложение (БСП). Его части распространены (первая осложнена деепричастным оборотом, вторая — вводным словом) и достаточно отдалены по смыслу: вторая часть подводит итог тому, о чём говорится в первой.
4. Козлоногий почтительно осведомился у Маргариты, на чём она прибыла на реку; узнав, что она явилась верхом на щётке, сказал: «О, зачем же, это неудобно...»
Схема: [... осведомился, (на чём ...)]; [|---.|, сказал: «...»].
Это бессоюзное сложное предложение (БСП). Точка с запятой разделяет его части, которые распространены и осложнены (первая — придаточным предложением, вторая — деепричастным оборотом и прямой речью).
5. Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.
Схема: [... предметы: О, О; О, (которая ...); О, (на которой ...); О, |---.|].
Это простое предложение. Точка с запятой разделяет однородные подлежащие (стена, пятна; круп; спина; огонёк), которые очень сильно распространены и осложнены придаточными предложениями и причастными оборотами.
3.
1. Правый глаз его был разбит; на шее виднелся рубец. (глава III)
Схема: [... глаз ... был разбит]; [на шее виднелся рубец].
Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении (БСП), части которого грамматически и по смыслу достаточно самостоятельны, хотя и описывают один объект.
2. Вся квартира наполнилась собачьим лаем, смешанным с воем и громом; к нему присоединился стеклянный звон из передней, где лопнуло круглое толстое стекло в двери. (глава V)
Схема: [... квартира наполнилась ..., |---.|]; [к нему присоединился ... звон ..., (где ...)].
Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении (БСП), части которого значительно распространены и осложнены (первая — причастным оборотом, вторая — придаточным предложением).
3. Машинисточка испуганно выскочила на площадку вагона и прижалась к решетке; за ней выбежал мужчина в ушастой шапке. (глава VI)
Схема: [Машинисточка ... выскочила ... и прижалась]; [за ней выбежал мужчина ...].
Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении (БСП), части которого описывают последовательные, но достаточно самостоятельные действия разных лиц.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 29.1 расположенного на странице 205 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №29.1 (с. 205), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.