Номер 29.3, страница 206 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 29. Употребление точки с запятой - номер 29.3, страница 206.

№29.3 (с. 206)
Условие. №29.3 (с. 206)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 206, номер 29.3, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 206, номер 29.3, Условие (продолжение 2)

29.3. 1. Прочитайте отрывок из главы 1 повести «Юность» Л. Толстого.

2. Выпишите предложения, в которых употребляется точка с запятой. Графически объясните употребление точки с запятой в предложениях.

Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было — самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. Мужественного было ещё меньше: несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силён по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределённые. Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо моё было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; а это в то время мне казалось очень стыдно.

PP 3. Обратите внимание на слова, выделенные в последнем предложении. В чём их важность? Как изменится смысл всего текста, если убрать данные слова?

PP 4. Составьте небольшой текст-описание (внешности человека, интерьера или местности), в 2–3 предложениях которого нужно будет поставить точку с запятой. В какой части описания вы употребите такие предложения? Почему?

Решение. №29.3 (с. 206)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 206, номер 29.3, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 206, номер 29.3, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №29.3 (с. 206)
2.

Предложения, в которых употребляется точка с запятой:

«Выразительного ничего не было — самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные».

«Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо моё было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; а это в то время мне казалось очень стыдно».

Объяснение употребления:

Точка с запятой используется в бессоюзных и сложносочинённых предложениях для разделения относительно независимых частей. В приведённых примерах она разделяет части, которые значительно распространены и уже имеют внутри себя другие знаки препинания (запятые, выделяющие однородные члены или придаточные предложения). Этот знак препинания указывает на более длительную паузу и более чёткое смысловое разграничение, чем запятая. Он помогает сгруппировать разные аспекты описания: в первом предложении отделяются общие черты лица от описания глаз; во втором — констатация отсутствия благородства, сравнение с «простым мужиком» и итоговое чувство стыда.

3.

Выделенные слова «в то время» — это обстоятельство времени. Их важность заключается в том, что они указывают на конкретный период в прошлом (юность), к которому относятся чувства и самооценка героя. Это создаёт временную дистанцию между рассказчиком, который вспоминает события, и героем, который их переживает. Эти слова подчёркивают, что повествование ведётся с позиции повзрослевшего человека, оглядывающегося на своё прошлое.

Если убрать эти слова, то фраза «а это мне казалось очень стыдно» потеряет свой ретроспективный оттенок. Чувство стыда будет восприниматься как более обобщённый, вневременной факт, а не как переживание, свойственное определённому возрасту. Текст утратит часть своей мемуарной интонации, а различие между мироощущением юного героя и взглядом зрелого рассказчика станет менее очевидным. Смысл изменится: вместо воспоминания о прошлом чувстве получится констатация факта без указания на то, изменилось ли это чувство со временем.

4.

Пример текста-описания интерьера:

Комната была полна старинных вещей, каждая со своей историей. Повсюду царил полумрак, густой и пыльный; лишь тонкий луч света пробивался сквозь щель в тяжёлых бархатных шторах, освещая резную ножку массивного дубового стола. На столе громоздились стопки пожелтевших книг, перевязанных бечёвкой; рядом стояла потускневшая от времени чернильница и одинокое гусиное перо, словно забытое здесь много лет назад.

В какой части описания и почему:

Такие предложения с точкой с запятой целесообразно использовать в основной части описания, где происходит детальное перечисление предметов, их признаков и расположения.

Почему? Потому что точка с запятой позволяет структурировать большое количество деталей в рамках одного сложного предложения. Она помогает объединить несколько микроописаний в одну развёрнутую картину, разделяя их на смысловые блоки (например, общее освещение и конкретный луч света; книги и письменные принадлежности). Это делает текст более организованным, ритмичным и выразительным, избегая монотонности простого перечисления через запятую или нагромождения коротких предложений.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 29.3 расположенного на странице 206 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №29.3 (с. 206), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.