Номер 29.4, страница 207 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 29. Употребление точки с запятой - номер 29.4, страница 207.

№29.4 (с. 207)
Условие. №29.4 (с. 207)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 207, номер 29.4, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 207, номер 29.4, Условие (продолжение 2)

29.4. 1. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

ЗООСАД НА КАРТЕ

(1) Топонимов образованных на основе названий зверей птиц насекомых рыб и пресмыкающихся не так уж мало на картах и в справочниках.

(2) Но попробуйтеМ из любогоМ перечня рек гор мысов городов выписать все их названияМ которые звучат как имена животныхМ и вы наделаете уйму ошибок.

(3) Есть в Воронежской области речка Битюг. Слово «битюг» в русском языке означает тяжеловоза сильную лошадь с мохнатыми бабками*.

(4) Но не речка Битюг была названа по конской породе а эта порода по речке здесь были расположены знаменитые конные заводы.

(5) И это довольно обычно мы зовём сенбернарами собак выведенных в альпийском монастыре святого Бернарда называем холмогорками коров родина которых в районе Холмогор именуем певчих птичек вывезенных с Канарских островов канарейками забыв о том что название Канары произведено от слова «собака» по латыни.

(6) В ряде случаев связь топонима с зоологией бесспорнаСЛ.

(7) Учёные установили имя озера Эри одного из Великих озёр Америки по-индейски означает «дикая кошка» острова Галапагос в Тихом океане с испанского переводятсяС как «черепашьи» причём такое же значение у имени острова Ла-Тортю по-испанскиС Тортуга возле Венесуэлы «остров-черепаха» названиеСЛ целой страны в Африке звучит Камерун что говорят по-португальски означает «креветки».

(8) Кажется несомненным «звериное» происхождение и некоторых русских топонимов села Медведь в Новгородской области реки Медведицы на Дону и рек Лань и Бобр на территории Беларуси полуострова Мамонта в Заобье…

(9) Нужна немалая работа чтобы в каждом отдельном случае установить связано ли географическое имя с зоологическим названиемм (по Л. Успенскому).

2. Определите типы сложных предложений. Графически объясните знаки препинания в сложных предложениях.

3. Укажите, чем осложнены предложения 1 и 4 текста.

4. Подчеркните приложения в абзаце 4 текста.

5. Выполните синтаксический разбор предложения в абзаце 5. Постройте его структурную (блочную) схему.

6. Укажите, формами каких глаголов являются выделенные в абзаце 2 слова.

7. Сделайте морфологический разбор слов, отмеченных в абзаце 1.

8. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу слов, отмеченных в абзаце 3.

9. Из абзаца 3 выпишите все слова, в которых происходит оглушение.

Pp ↑ 10. Есть ли в вашей местности топонимы, которые вполне могли бы пополнить этот «зоосад на карте»? Расскажите историю их возникновения в жанре очерка.

Решение. №29.4 (с. 207)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 207, номер 29.4, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 207, номер 29.4, Решение (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 207, номер 29.4, Решение (продолжение 3)
Решение 2. №29.4 (с. 207)

1. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

ЗООСАД НА КАРТЕ

(1) Топонимов, образованных на основе названий зверей, птиц, насекомых, рыб и пресмыкающихся, не так уж мало на картах и в справочниках. (2) Но попробуйте из любого перечня рек, гор, мысов, городов выписать все их названия, которые звучат как имена животных, и вы наделаете уйму ошибок.

(3) Есть в Воронежской области речка Битюг. Слово «битюг» в русском языке означает тяжеловоза, сильную лошадь с мохнатыми бабками. (4) Но не речка Битюг была названа по конской породе, а эта порода по речке: здесь были расположены знаменитые конные заводы. (5) И это довольно обычно: мы зовём сенбернарами собак, выведенных в альпийском монастыре святого Бернарда, называем холмогорками коров, родина которых в районе Холмогор, именуем певчих птичек, вывезенных с Канарских островов, канарейками, забыв о том, что название Канары произведено от слова «собака» по латыни.

(6) В ряде случаев связь топонима с зоологией бесспорна. (7) Учёные установили: имя озера Эри, одного из Великих озёр Америки, по-индейски означает «дикая кошка»; острова Галапагос в Тихом океане с испанского переводятся как «черепашьи», причём такое же значение у имени острова Ла-Тортю, по-испански Тортуга, возле Венесуэлы; «остров-черепаха» — название целой страны в Африке; звучит Камерун, что, говорят, по-португальски означает «креветки».

(8) Кажется несомненным «звериное» происхождение и некоторых русских топонимов: сёл Медведь в Новгородской области, рек Медведицы на Дону и рек Лань и Бобр на территории Беларуси, полуострова Мамонта в Заобье...

(9) Нужна немалая работа, чтобы в каждом отдельном случае установить, связано ли географическое имя с зоологическим названием.

2. Определите типы сложных предложений. Графически объясните знаки препинания в сложных предложениях.

В тексте присутствуют следующие типы сложных предложений: сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), бессоюзное сложное (БСП) и сложные предложения с разными видами связи.

  • (2) Но попробуйте из любого перечня рек, гор, мысов, городов выписать все их названия, которые звучат как имена животных, и вы наделаете уйму ошибок. — Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
    Схема: [... выписать названия], (которые звучат ...), и [вы наделаете ...].
    Первая запятая отделяет придаточное определительное, присоединённое союзным словом которые. Вторая запятая разделяет две предикативные части, соединённые сочинительным союзом и.
  • (4) Но не речка Битюг была названа по конской породе, а эта порода по речке: здесь были расположены знаменитые конные заводы. — Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.
    Схема: [... не речка ... названа], а [порода ...]: [здесь были расположены ...].
    Запятая перед союзом а разделяет противопоставленные части сложносочинённого предложения. Двоеточие разделяет части бессоюзного сложного предложения, где вторая часть поясняет содержание первой.
  • (5) И это довольно обычно: мы зовём сенбернарами собак... — Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.
    Схема: [... это ... обычно]: [мы зовём ... коров, (родина которых ...), ... , |забыв о том, (что ...)|].
    Двоеточие ставится между частями БСП, так как вторая часть раскрывает смысл первой. Внутри второй части есть придаточное определительное (родина которых...) и придаточное изъяснительное (что название...), которое, в свою очередь, входит в состав деепричастного оборота.
  • (7) Учёные установили: имя озера Эри... означает «дикая кошка»; острова Галапагос... переводятся как «черепашьи»...; «остров-черепаха» — название...; звучит Камерун, что, говорят, по-португальски означает «креветки». — Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.
    Схема: [...]: [...]; [...]; [... — ...]; [...], (что, |вв. сл.|, ...).
    Двоеточие ставится после обобщающей части перед перечислением. Точки с запятой разделяют самостоятельные, распространённые части внутри БСП. Запятая в конце отделяет придаточное присоединительное.
  • (9) Нужна немалая работа, чтобы в каждом отдельном случае установить, связано ли географическое имя с зоологическим названием. — Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
    Схема: [Нужна работа], (чтобы установить), (связано ли ...).
    Первая запятая отделяет придаточное цели от главного предложения. Вторая запятая отделяет придаточное изъяснительное, зависящее от сказуемого в первом придаточном.

3. Укажите, чем осложнены предложения 1 и 4 текста.

Предложение (1) осложнено:
- обособленным определением, выраженным причастным оборотом (образованных на основе названий зверей, птиц, насекомых, рыб и пресмыкающихся);
- рядом однородных дополнений внутри причастного оборота (зверей, птиц, насекомых, рыб и пресмыкающихся).

Предложение (4) является сложным, его структура представляет собой сочетание сочинительной и бессоюзной связи. Первая часть содержит противительный союз а, а вторая часть поясняет первую, что является смысловым осложнением.

4. Подчеркните приложения в абзаце 4 текста.

(8) Кажется несомненным «звериное» происхождение и некоторых русских топонимов: сёл Медведь в Новгородской области, рек Медведицы на Дону и рек Лань и Бобр на территории Беларуси, полуострова Мамонта в Заобье...

5. Выполните синтаксический разбор предложения в абзаце 5. Постройте его структурную (блочную) схему.

Предложение: Нужна немалая работа, чтобы в каждом отдельном случае установить, связано ли географическое имя с зоологическим названием.

Разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

  1. Главное предложение: Нужна немалая работа. Двусоставное, распространённое. Подлежащее — работа, сказуемое — нужна.
  2. Придаточное 1-й степени (цели): чтобы в каждом отдельном случае установить. Односоставное, безличное, распространённое. Сказуемое — установить.
  3. Придаточное 2-й степени (изъяснительное): связано ли географическое имя с зоологическим названием. Двусоставное, распространённое. Подлежащее — имя, сказуемое — связано.

Структурная схема:
[ = _ ], (чтобы =), (ли = _).

6. Укажите, формами каких глаголов являются выделенные в абзаце 2 слова.

  • расположены — краткое страдательное причастие прошедшего времени, множественного числа от глагола совершенного вида расположить.
  • вывезенных — полное страдательное причастие прошедшего времени, множественного числа, в родительном падеже от глагола совершенного вида вывезти.

7. Сделайте морфологический разбор слов, отмеченных в абзаце 1.

попробуйте

  1. Часть речи: глагол.
  2. Морфологические признаки:
    Начальная форма: попробовать (инфинитив).
    Постоянные признаки: совершенный вид, переходный, I спряжение.
    Непостоянные признаки: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо.
  3. Синтаксическая роль: сказуемое.

животных

  1. Часть речи: имя существительное.
  2. Морфологические признаки:
    Начальная форма: животное (именительный падеж единственного числа).
    Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, средний род, 2-е склонение.
    Непостоянные признаки: родительный падеж, множественное число.
  3. Синтаксическая роль: дополнение.

8. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу слов, отмеченных в абзаце 3.

бесспорна

  • Разбор по составу: бес- — приставка, -спор- — корень, -н- — суффикс, — окончание; основа слова — бесспорн-.
  • Словообразовательный разбор: слово бесспорна образовано от прилагательного бесспорный (морфологический способ, усечение окончания). Прилагательное бесспорный, в свою очередь, образовано от существительного спор приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки бес- и суффикса -н-.

по-индейски

  • Разбор по составу: по- — приставка, -индей- — корень, -ск- — суффикс, — суффикс; основа слова — по-индейски.
  • Словообразовательный разбор: наречие по-индейски образовано от прилагательного индейский приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки по- и суффикса .

9. Из абзаца 3 выпишите все слова, в которых происходит оглушение.

Слова, в которых происходит оглушение согласных: связь [св'ас'], в [ф] (в сочетании в Тихом), остров [остраф].

10. Есть ли в вашей местности топонимы, которые вполне могли бы пополнить этот «зоосад на карте»? Расскажите историю их возникновения в жанре очерка.

Карта моей родной Москвы тоже пестрит «звериными» названиями, и за каждым из них — своя, порой уже полузабытая, история. Взять хотя бы знаменитые Воробьёвы горы. Сегодня это одно из красивейших мест столицы, откуда открывается захватывающий вид на город. Но почему они Воробьёвы? Неужели здесь когда-то было несметное количество этих юрких птичек?

История, как это часто бывает, и проще, и сложнее. В XIV веке на этом высоком берегу Москвы-реки раскинулось село, которым владели бояре Воробьёвы. Их фамилия, как и многие другие, произошла от прозвища — Воробей. Вероятно, кто-то из далёких предков этого рода отличался проворством, весёлым нравом или был мал ростом, за что и получил такое птичье имя. Село со временем исчезло, вошло в черту разросшегося города, а вот название, связанное с фамилией первых владельцев, осталось. Оно пережило века, сменило статус с «села» на «горы» и сегодня напоминает нам не столько о птицах, сколько о людях, живших здесь много столетий назад. Так, через фамилию, обычный воробей навсегда «прописался» на карте Москвы, став частью её большой истории.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 29.4 расположенного на странице 207 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №29.4 (с. 207), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.