Номер 29.4, страница 207 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 29. Употребление точки с запятой - номер 29.4, страница 207.
№29.4 (с. 207)
Условие. №29.4 (с. 207)
скриншот условия
29.4. 1. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
ЗООСАД НА КАРТЕ
(1) Топонимов образованных на основе названий зверей птиц насекомых рыб и пресмыкающихся не так уж мало на картах и в справочниках.
(2) Но попробуйтеМ из любогоМ перечня рек гор мысов городов выписать все их названияМ которые звучат как имена животныхМ и вы наделаете уйму ошибок.
(3) Есть в Воронежской области речка Битюг. Слово «битюг» в русском языке означает тяжеловоза сильную лошадь с мохнатыми бабками*.
(4) Но не речка Битюг была названа по конской породе а эта порода по речке здесь были расположены знаменитые конные заводы.
(5) И это довольно обычно мы зовём сенбернарами собак выведенных в альпийском монастыре святого Бернарда называем холмогорками коров родина которых в районе Холмогор именуем певчих птичек вывезенных с Канарских островов канарейками забыв о том что название Канары произведено от слова «собака» по латыни.
(6) В ряде случаев связь топонима с зоологией бесспорнаСЛ.
(7) Учёные установили имя озера Эри одного из Великих озёр Америки по-индейски означает «дикая кошка» острова Галапагос в Тихом океане с испанского переводятсяС как «черепашьи» причём такое же значение у имени острова Ла-Тортю по-испанскиС Тортуга возле Венесуэлы «остров-черепаха» названиеСЛ целой страны в Африке звучит Камерун что говорят по-португальски означает «креветки».
(8) Кажется несомненным «звериное» происхождение и некоторых русских топонимов села Медведь в Новгородской области реки Медведицы на Дону и рек Лань и Бобр на территории Беларуси полуострова Мамонта в Заобье…
(9) Нужна немалая работа чтобы в каждом отдельном случае установить связано ли географическое имя с зоологическим названиемм (по Л. Успенскому).
2. Определите типы сложных предложений. Графически объясните знаки препинания в сложных предложениях.
3. Укажите, чем осложнены предложения 1 и 4 текста.
4. Подчеркните приложения в абзаце 4 текста.
5. Выполните синтаксический разбор предложения в абзаце 5. Постройте его структурную (блочную) схему.
6. Укажите, формами каких глаголов являются выделенные в абзаце 2 слова.
7. Сделайте морфологический разбор слов, отмеченных в абзаце 1.
8. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу слов, отмеченных в абзаце 3.
9. Из абзаца 3 выпишите все слова, в которых происходит оглушение.
Pp ↑ 10. Есть ли в вашей местности топонимы, которые вполне могли бы пополнить этот «зоосад на карте»? Расскажите историю их возникновения в жанре очерка.
Решение. №29.4 (с. 207)
Решение 2. №29.4 (с. 207)
1. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
ЗООСАД НА КАРТЕ
(1) Топонимов, образованных на основе названий зверей, птиц, насекомых, рыб и пресмыкающихся, не так уж мало на картах и в справочниках. (2) Но попробуйте из любого перечня рек, гор, мысов, городов выписать все их названия, которые звучат как имена животных, и вы наделаете уйму ошибок.
(3) Есть в Воронежской области речка Битюг. Слово «битюг» в русском языке означает тяжеловоза, сильную лошадь с мохнатыми бабками. (4) Но не речка Битюг была названа по конской породе, а эта порода по речке: здесь были расположены знаменитые конные заводы. (5) И это довольно обычно: мы зовём сенбернарами собак, выведенных в альпийском монастыре святого Бернарда, называем холмогорками коров, родина которых в районе Холмогор, именуем певчих птичек, вывезенных с Канарских островов, канарейками, забыв о том, что название Канары произведено от слова «собака» по латыни.
(6) В ряде случаев связь топонима с зоологией бесспорна. (7) Учёные установили: имя озера Эри, одного из Великих озёр Америки, по-индейски означает «дикая кошка»; острова Галапагос в Тихом океане с испанского переводятся как «черепашьи», причём такое же значение у имени острова Ла-Тортю, по-испански Тортуга, возле Венесуэлы; «остров-черепаха» — название целой страны в Африке; звучит Камерун, что, говорят, по-португальски означает «креветки».
(8) Кажется несомненным «звериное» происхождение и некоторых русских топонимов: сёл Медведь в Новгородской области, рек Медведицы на Дону и рек Лань и Бобр на территории Беларуси, полуострова Мамонта в Заобье...
(9) Нужна немалая работа, чтобы в каждом отдельном случае установить, связано ли географическое имя с зоологическим названием.
2. Определите типы сложных предложений. Графически объясните знаки препинания в сложных предложениях.
В тексте присутствуют следующие типы сложных предложений: сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), бессоюзное сложное (БСП) и сложные предложения с разными видами связи.
- (2) Но попробуйте из любого перечня рек, гор, мысов, городов выписать все их названия, которые звучат как имена животных, и вы наделаете уйму ошибок. — Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
Схема: [... выписать названия], (которые звучат ...), и [вы наделаете ...].
Первая запятая отделяет придаточное определительное, присоединённое союзным словом которые. Вторая запятая разделяет две предикативные части, соединённые сочинительным союзом и. - (4) Но не речка Битюг была названа по конской породе, а эта порода по речке: здесь были расположены знаменитые конные заводы. — Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.
Схема: [... не речка ... названа], а [порода ...]: [здесь были расположены ...].
Запятая перед союзом а разделяет противопоставленные части сложносочинённого предложения. Двоеточие разделяет части бессоюзного сложного предложения, где вторая часть поясняет содержание первой. - (5) И это довольно обычно: мы зовём сенбернарами собак... — Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.
Схема: [... это ... обычно]: [мы зовём ... коров, (родина которых ...), ... , |забыв о том, (что ...)|].
Двоеточие ставится между частями БСП, так как вторая часть раскрывает смысл первой. Внутри второй части есть придаточное определительное (родина которых...) и придаточное изъяснительное (что название...), которое, в свою очередь, входит в состав деепричастного оборота. - (7) Учёные установили: имя озера Эри... означает «дикая кошка»; острова Галапагос... переводятся как «черепашьи»...; «остров-черепаха» — название...; звучит Камерун, что, говорят, по-португальски означает «креветки». — Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.
Схема: [...]: [...]; [...]; [... — ...]; [...], (что, |вв. сл.|, ...).
Двоеточие ставится после обобщающей части перед перечислением. Точки с запятой разделяют самостоятельные, распространённые части внутри БСП. Запятая в конце отделяет придаточное присоединительное. - (9) Нужна немалая работа, чтобы в каждом отдельном случае установить, связано ли географическое имя с зоологическим названием. — Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Схема: [Нужна работа], (чтобы установить), (связано ли ...).
Первая запятая отделяет придаточное цели от главного предложения. Вторая запятая отделяет придаточное изъяснительное, зависящее от сказуемого в первом придаточном.
3. Укажите, чем осложнены предложения 1 и 4 текста.
Предложение (1) осложнено:
- обособленным определением, выраженным причастным оборотом (образованных на основе названий зверей, птиц, насекомых, рыб и пресмыкающихся);
- рядом однородных дополнений внутри причастного оборота (зверей, птиц, насекомых, рыб и пресмыкающихся).
Предложение (4) является сложным, его структура представляет собой сочетание сочинительной и бессоюзной связи. Первая часть содержит противительный союз а, а вторая часть поясняет первую, что является смысловым осложнением.
4. Подчеркните приложения в абзаце 4 текста.
(8) Кажется несомненным «звериное» происхождение и некоторых русских топонимов: сёл Медведь в Новгородской области, рек Медведицы на Дону и рек Лань и Бобр на территории Беларуси, полуострова Мамонта в Заобье...
5. Выполните синтаксический разбор предложения в абзаце 5. Постройте его структурную (блочную) схему.
Предложение: Нужна немалая работа, чтобы в каждом отдельном случае установить, связано ли географическое имя с зоологическим названием.
Разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
- Главное предложение: Нужна немалая работа. Двусоставное, распространённое. Подлежащее — работа, сказуемое — нужна.
- Придаточное 1-й степени (цели): чтобы в каждом отдельном случае установить. Односоставное, безличное, распространённое. Сказуемое — установить.
- Придаточное 2-й степени (изъяснительное): связано ли географическое имя с зоологическим названием. Двусоставное, распространённое. Подлежащее — имя, сказуемое — связано.
Структурная схема:
[ = _ ], (чтобы =), (ли = _).
6. Укажите, формами каких глаголов являются выделенные в абзаце 2 слова.
- расположены — краткое страдательное причастие прошедшего времени, множественного числа от глагола совершенного вида расположить.
- вывезенных — полное страдательное причастие прошедшего времени, множественного числа, в родительном падеже от глагола совершенного вида вывезти.
7. Сделайте морфологический разбор слов, отмеченных в абзаце 1.
попробуйте
- Часть речи: глагол.
- Морфологические признаки:
Начальная форма: попробовать (инфинитив).
Постоянные признаки: совершенный вид, переходный, I спряжение.
Непостоянные признаки: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо. - Синтаксическая роль: сказуемое.
животных
- Часть речи: имя существительное.
- Морфологические признаки:
Начальная форма: животное (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, средний род, 2-е склонение.
Непостоянные признаки: родительный падеж, множественное число. - Синтаксическая роль: дополнение.
8. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу слов, отмеченных в абзаце 3.
бесспорна
- Разбор по составу: бес- — приставка, -спор- — корень, -н- — суффикс, -а — окончание; основа слова — бесспорн-.
- Словообразовательный разбор: слово бесспорна образовано от прилагательного бесспорный (морфологический способ, усечение окончания). Прилагательное бесспорный, в свою очередь, образовано от существительного спор приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки бес- и суффикса -н-.
по-индейски
- Разбор по составу: по- — приставка, -индей- — корень, -ск- — суффикс, -и — суффикс; основа слова — по-индейски.
- Словообразовательный разбор: наречие по-индейски образовано от прилагательного индейский приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки по- и суффикса -и.
9. Из абзаца 3 выпишите все слова, в которых происходит оглушение.
Слова, в которых происходит оглушение согласных: связь [св'ас'], в [ф] (в сочетании в Тихом), остров [остраф].
10. Есть ли в вашей местности топонимы, которые вполне могли бы пополнить этот «зоосад на карте»? Расскажите историю их возникновения в жанре очерка.
Карта моей родной Москвы тоже пестрит «звериными» названиями, и за каждым из них — своя, порой уже полузабытая, история. Взять хотя бы знаменитые Воробьёвы горы. Сегодня это одно из красивейших мест столицы, откуда открывается захватывающий вид на город. Но почему они Воробьёвы? Неужели здесь когда-то было несметное количество этих юрких птичек?
История, как это часто бывает, и проще, и сложнее. В XIV веке на этом высоком берегу Москвы-реки раскинулось село, которым владели бояре Воробьёвы. Их фамилия, как и многие другие, произошла от прозвища — Воробей. Вероятно, кто-то из далёких предков этого рода отличался проворством, весёлым нравом или был мал ростом, за что и получил такое птичье имя. Село со временем исчезло, вошло в черту разросшегося города, а вот название, связанное с фамилией первых владельцев, осталось. Оно пережило века, сменило статус с «села» на «горы» и сегодня напоминает нам не столько о птицах, сколько о людях, живших здесь много столетий назад. Так, через фамилию, обычный воробей навсегда «прописался» на карте Москвы, став частью её большой истории.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 29.4 расположенного на странице 207 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №29.4 (с. 207), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.