Номер 31.7, страница 221 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 31. Употребление тире - номер 31.7, страница 221.

№31.7 (с. 221)
Условие. №31.7 (с. 221)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 221, номер 31.7, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 221, номер 31.7, Условие (продолжение 2)

31.7. Выполните тест «Тире в сложном предложении».

1. Определите, в каких случаях на месте пропуска нужно поставить тире в сложных предложениях:

а) Я говорю ___ ты молчишь и слушаешь.

б) Не хочешь ___ не верь, не умеешь ___ не жди.

в) Ты не думай намекать на старость ___ нет такого слова в словаре.

г) Если задержишься ___ позвони.

д) Но минута-две ___ и устоится взбаламученная тишина.

2. Определите, какие предложения соответствуют схеме:

[...] — [...]

а) Только цель ___ и больше ничего.

б) Мы ждали наказания ___ однако ничего не произошло.

в) Приходит почтальон ___ ни весточки о милом человеке.

г) Провинился друг и повинился ___ ты ему греха не поминай.

д) Я ей слово ___ она мне десять в ответ.

3. Укажите, в каких сложных предложениях тире употреблено верно:

а) Открываю глаза и вижу — уже давно день наступил.

б) Отныне мы разделены не расстояньями страны — разделены стеной беды, покою неугодной.

в) Как это будет, знаю наперёд — он другом назовётся, постучится, в твою судьбу на цыпочках войдёт...

г) Если верный конь, поранив ногу, вдруг споткнулся, а потом опять, не вини его — вини дорогу и коня не торопись менять.

д) Всегда была такая, как хотел: хотел — смеялась, а хотел — молчала...

4. Найдите соответствие между столбцами таблицы (ответ запишите в виде буквенно-цифрового сочетания):

А. Бывало всё и счастье и печали и разговоры длинные вдвоём.1) [...]
Б. Даётся труднее стоит дороже.2) (...), [...], [...].
В. Нет любви не добудешь.3) [условие] — [...].
Г. Милые хорошие поймите я в другой галактике живу.4) [...] — [...].
сопоставление
Д. Если б помнили это люди чаще думали бы о чуде реже бы люди плакали.5) [...] : [изъяснение].
6) [...] : [пояснение].

5. Выпишите из задания 3 предложения, в которых были допущены ошибки, исправив их. Графически объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

Решение. №31.7 (с. 221)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 221, номер 31.7, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 221, номер 31.7, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №31.7 (с. 221)
1. Определите, в каких случаях на месте пропуска нужно поставить тире в сложных предложениях

Тире необходимо поставить в предложениях под буквами а, б, в, д.

  • а) Я говорю — ты молчишь и слушаешь. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении (БСП), так как содержание второй части резко противопоставлено содержанию первой (можно вставить союз а).
  • б) Не хочешь — не верь, не умеешь — не жди. Тире ставится в БСП, если первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй (можно вставить союз если).
  • в) Ты не думай намекать на старость — нет такого слова в словаре. Тире ставится в БСП, если вторая часть содержит следствие или результат того, о чём говорится в первой.
  • г) Если задержишься, позвони. В этом сложноподчинённом предложении между придаточной и главной частями ставится запятая.
  • д) Но минута-две — и устоится взбаламученная тишина. Тире ставится, так как вторая часть имеет значение следствия, а также для указания на быструю смену событий.
2. Определите, какие предложения соответствуют схеме: [...] — [...]

Схеме бессоюзного сложного предложения [...] — [...] соответствуют предложения под буквами в, г, д.

  • в) Приходит почтальон — ни весточки о милом человеке. Вторая часть содержит неожиданный результат, противопоставленный содержанию первой.
  • г) Провинился друг и повинился — ты ему греха не поминай. Первая часть указывает на условие действия во второй.
  • д) Я ей слово — она мне десять в ответ. Предложение рисует быструю смену событий.
3. Укажите, в каких сложных предложениях тире употреблено верно

Тире употреблено верно в предложениях под буквами г, д.

  • г) Если верный конь, поранив ногу, вдруг споткнулся, а потом опять, не вини его — вини дорогу и коня не торопись менять. В бессоюзной части «не вини его — вини дорогу...» тире ставится для выражения противопоставления.
  • д) Всегда была такая, как хотел: хотел — смеялась, а хотел — молчала... В частях «хотел — смеялась» и «хотел — молчала» тире ставится, так как первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй.
4. Найдите соответствие между столбцами таблицы (ответ запишите в виде буквенно-цифрового сочетания)

Правильные соответствия:

А — 6, Б — 4, В — 3, Г — 5, Д — 2.

  • А. Бывало всё: и счастье, и печали, и разговоры длинные вдвоём. — Простое предложение с обобщающим словом «всё», после которого стоит двоеточие, так как далее следует перечисление однородных членов, поясняющих это слово. Схема: 6) [...]: [пояснение].
  • Б. Даётся труднее — стоит дороже. — Бессоюзное сложное предложение, части которого сопоставляются. Схема: 4) [...] — [...]. сопоставление.
  • В. Нет любви — не добудешь. — Бессоюзное сложное предложение, первая часть которого обозначает условие (если нет любви...). Схема: 3) [условие] — [...].
  • Г. Милые, хорошие, поймите: я в другой галактике живу. — Бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого изъясняет, раскрывает смысл сказуемого в первой части (поймите что?). Схема: 5) [...] : [изъяснение].
  • Д. Если б помнили это люди, чаще думали бы о чуде, реже бы люди плакали. — Сложноподчинённое предложение с придаточным условия и двумя однородными главными частями. Схема: 2) (...), [...], [...].
5. Выпишите из задания 3 предложения, в которых были допущены ошибки, исправив их. Графически объясните постановку знаков препинания в данных предложениях

Предложения с ошибками, их исправленные версии и объяснения:

  1. Оригинал: а) Открываю глаза и вижу — уже давно день наступил.

    Исправленный вариант: Открываю глаза и вижу: уже давно день наступил.

    Объяснение: Это бессоюзное сложное предложение. Вторая часть (уже давно день наступил) изъясняет сказуемое вижу в первой части (можно задать вопрос «вижу что?»). В таких случаях ставится двоеточие. Схема: [... вижу]: [изъяснение].

  2. Оригинал: б) Отныне мы разделены не расстояньями страны — разделены стеной беды, покою неугодной.

    Исправленный вариант: Отныне мы разделены не расстояньями страны, а стеной беды, покою неугодной.

    Объяснение: Это простое предложение. Однородные члены предложения («не расстояньями страны», «стеной беды») соединены противительным союзом «а» в составе конструкции «не..., а...». По правилу, перед союзом «а» в таких случаях всегда ставится запятая. Схема: [... не О, а О].

  3. Оригинал: в) Как это будет, знаю наперёд — он другом назовётся, постучится, в твою судьбу на цыпочках войдёт...

    Исправленный вариант: Как это будет, знаю наперёд: он другом назовётся, постучится, в твою судьбу на цыпочках войдёт...

    Объяснение: Это бессоюзное сложное предложение. Вторая часть (он другом назовётся...) изъясняет, раскрывает содержание сказуемого знаю в первой части (можно задать вопрос «знаю что?»). В этом случае необходимо поставить двоеточие. Схема: [... знаю]: [изъяснение].

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 31.7 расположенного на странице 221 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №31.7 (с. 221), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.