Номер 31.12, страница 224 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 31. Употребление тире - номер 31.12, страница 224.
№31.12 (с. 224)
Условие. №31.12 (с. 224)
скриншот условия
31.12. 1. Прочитайте текст.
2. Объясните знаки препинания в сложных предложениях при помощи линейных схем. Определите типы сложных предложений.
(1) Сознание свободы и весеннее чувство ожидания чего-то до такой степени взволновали меня, что я решительно не мог совладеть с самим собою и готовился к экзамену очень плохо.
(2) Бывало, утром занимаешься, зная, что необходимо работать, потому что завтра экзамен, по которому целых два вопроса ещё не прочитаны мной; но вдруг пахнёт из окна каким-нибудь весенним духом — и покажется, будто что-то крайне нужно сейчас вспомнить, руки сами собою опускают книгу, ноги сами собой начинают ходить взад и вперёд, как будто кто-нибудь сжал пружинку и пустил в ход машину, а в голове так легко и естественно и с такою быстротою начинают пробегать разные пёстрые, весёлые мечты, что только успеваешь замечать блеск их. (3) И час, и два проходят незаметно.
(4) Или сидишь за книгой и, кое-как сосредоточившись на том, что читаешь, вдруг услышишь в коридоре женские шаги — и всё выскочило из головы, и нет возможности усидеть на месте, и долго потом не совладаешь с головой. (5) И опять кутерьма страшная.
(6) Или вечером сидишь один в своей комнате; вдруг на секунду, чтобы сесть поудобнее на стуле, отрываешься от книги и видишь, что везде: в дверях, по углам — темно, и слышишь, что везде тихо, — и опять невозможно не остановиться и не слушать этой тишины, и не смотреть на этот мрак распахнутой в темноту двери, и долго-долго не пробыть в неподвижном положении или не пройти по всем пустым комнатам.
(7) Часто тоже я просиживал долго по вечерам в темноте, слушая музыку, или при лунном свете решительно не мог не вставать с постели и не устраиваться у окна и, вглядываясь в вечерние тени, ложившиеся на дорожки, не мог не просиживать так долго, что потом просыпался с трудом только в десять часов утра.
(8) Поэтому если бы не учителя, которые продолжали учить меня и изредка подстрекали моё самолюбие, и, главное, не желание показаться дельным малым в глазах моего друга Нехлюдова, то есть выдержать отлично экзамен, что, по его понятиям, было очень важно, то весна и свобода сделали бы так, что я забыл бы даже всё то, что знал прежде, и ни за что бы не выдержал экзамена (по Л. Толстому).
3. Составьте для себя или для своих друзей памятку «Как правильно готовиться к экзаменам». Обратите внимание на то, что мешает герою повести «Юность» Л. Толстого готовиться к экзамену и что стимулирует. Проанализируйте, какие синтаксические конструкции больше подойдут для памятки — сложные предложения, состоящие из нескольких предикативных частей, или простые предложения, возможно, с однородными членами; подумайте, в какой форме лучше употребить глаголы.
4. Напишите эссе (см. Приложение 6), опираясь на высказывание Л. Толстого из повести «Юность» «Часто теперь я спрашиваю себя: я был лучше и правее тогда, когда верил во всемогущество ума человеческого, или теперь, когда, потеряв силу развития, сомневаюсь в силе и значении человеческого ума?».
Решение. №31.12 (с. 224)
Решение 2. №31.12 (с. 224)
2. Объяснение знаков препинания и определение типов сложных предложений.
(1) Сознание свободы и весеннее чувство ожидания чего-то до такой степени взволновали меня, что я решительно не мог совладеть с самим собою и готовился к экзамену очень плохо.
Тип предложения: Сложноподчиненное предложение (СПП).
Объяснение: Запятая ставится перед союзом «что», разделяя главную часть («Сознание свободы и весеннее чувство... взволновали меня») и придаточную часть следствия и степени («что я решительно не мог...»). В главной части есть указательное слово «до такой степени».
Схема: [ ... до такой степени ], (что ...).
(2) Бывало, утром занимаешься, зная, что необходимо работать, потому что завтра экзамен, по которому целых два вопроса ещё не прочитаны мной; но вдруг пахнёт из окна каким-нибудь весенним духом — и покажется, будто что-то крайне нужно сейчас вспомнить, руки сами собою опускают книгу, ноги сами собой начинают ходить взад и вперёд, как будто кто-нибудь сжал пружинку и пустил в ход машину, а в голове так легко и естественно и с такою быстротою начинают пробегать разные пёстрые, весёлые мечты, что только успеваешь замечать блеск их.
Тип предложения: Сложное предложение с разными видами связи (сочинительной, подчинительной и бессоюзной).
Объяснение:
- запятая после «занимаешься» отделяет деепричастный оборот «зная, что...»;
- запятая перед «что» внутри деепричастного оборота открывает придаточную изъяснительную часть;
- запятая перед «потому что» открывает придаточную причины;
- запятая перед «по которому» открывает придаточную определительную;
- точка с запятой (;) разделяет две крупные, относительно независимые части сложного предложения, связанные союзом «но»;
- тире (—) ставится между частями, вторая из которых («и покажется...») содержит неожиданное следствие или результат действия из первой части («пахнёт...»);
- запятая перед «будто» открывает придаточную изъяснительную;
- запятая перед «как будто» открывает придаточную сравнительную;
- запятая перед «а» разделяет части, связанные противительным союзом;
- запятая перед «что» в конце предложения открывает придаточную следствия.
Схема: [ ... ], |деепр. оборот, (что ...), (потому что ...), (по которому ...)|; но [ ... ] — и [ ... ], (будто ...), [ ... ], (как будто ...), а [ ... ], (что ...).
(4) Или сидишь за книгой и, кое-как сосредоточившись на том, что читаешь, вдруг услышишь в коридоре женские шаги — и всё выскочило из головы, и нет возможности усидеть на месте, и долго потом не совладаешь с головой.
Тип предложения: Сложное предложение с разными видами связи (подчинительной и сочинительной).
Объяснение:
- запятые выделяют деепричастный оборот «кое-как сосредоточившись на том, что читаешь»;
- запятая перед «что» открывает придаточную изъяснительную часть внутри деепричастного оборота;
- тире (—) ставится для обозначения быстрой смены событий и неожиданного результата;
- запятые перед союзами «и» разделяют однородные сказуемые в составе сложносочиненного предложения («всё выскочило», «нет возможности», «не совладаешь»).
Схема: [ ... и, |деепр. оборот, (что ...)|, ... ] — и [ ... ], и [ ... ], и [ ... ].
(8) Поэтому если бы не учителя, которые продолжали учить меня и изредка подстрекали моё самолюбие, и, главное, не желание показаться дельным малым в глазах моего друга Нехлюдова, то есть выдержать отлично экзамен, что, по его понятиям, было очень важно, то весна и свобода сделали бы так, что я забыл бы даже всё то, что знал прежде, и ни за что бы не выдержал экзамена.
Тип предложения: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (последовательное и параллельное подчинение).
Объяснение:
- запятая перед «которые» открывает придаточную определительную;
- запятые вокруг «главное» и «по его понятиям» выделяют вводные конструкции;
- запятая перед «то есть» отделяет пояснительный оборот;
- запятая перед «что» открывает придаточную определительную, относящуюся к слову «экзамен»;
- запятая перед «то» ставится во второй части двойного союза «если... то»;
- запятая перед «что» («сделали бы так, что») открывает придаточную образа действия и степени;
- запятая перед «что» («всё то, что знал») открывает придаточную определительную.
Схема: (Если ..., (которые...), и ... , то есть ..., (что, |вводн.|, ...)), [то ... так], (что ... то, (что...)), и [...].
3. Памятка «Как правильно готовиться к экзаменам».
Чтобы успешно сдать экзамен и не поддаться весенней апатии, как герой повести Л. Толстого, следуйте этим простым правилам.
1. Создайте рабочую атмосферу и устраните отвлекающие факторы.
Весенний воздух, запахи с улицы или случайные звуки могут легко сбить с толку. Закройте окно, если нужно, уберите телефон подальше и попросите вас не беспокоить. Организуйте свое пространство так, чтобы ничего не мешало вам сосредоточиться на главном — на том, что вы изучаете.
2. Определите свою главную мотивацию.
Героя «Юности» стимулировали учителя, самолюбие и желание не ударить в грязь лицом перед другом. Найдите и вы свой стимул! Подумайте, для чего вы сдаете этот экзамен: для поступления в вуз, для самоутверждения, чтобы порадовать близких. Четкая цель поможет не опускать руки, когда покажется, что ничего не получается.
3. Планируйте свое время и не откладывайте все на потом.
Когда вы знаете, что времени много, велик соблазн отвлечься на мечты и посторонние мысли. Составьте четкий план подготовки, разбейте материал на небольшие части и занимайтесь регулярно. Это позволит избежать паники в последний день и даст уверенность в своих силах.
4. Боритесь с прокрастинацией, но не забывайте отдыхать.
Если чувствуете, что «руки сами собою опускают книгу», сделайте небольшой перерыв. Прогуляйтесь, отвлекитесь на 15-20 минут, а затем с новыми силами возвращайтесь к учебе. Главное, чтобы отдых не затягивался на несколько часов.
Помните: подготовка к экзамену — это не только проверка знаний, но и испытание вашей воли и организованности.
4. Эссе на тему высказывания Л. Толстого.
«Я был лучше и правее тогда, когда верил во всемогущество ума человеческого, или теперь, когда, потеряв силу развития, сомневаюсь в силе и значении человеческого ума?» Этот вопрос, который задает себе Лев Толстой, отражает вечный конфликт двух эпох в жизни человека — юности и зрелости, идеализма и опыта. Это не просто выбор между двумя состояниями, а глубокое размышление о ценности каждого из них и о природе человеческого развития.
В юности мир кажется устроенным логично и справедливо, а собственный ум — всемогущим инструментом, способным постичь любые тайны и решить любые проблемы. Эта вера в «всемогущество ума» — невероятно мощный двигатель. Она заставляет нас учиться, стремиться к совершенству, строить грандиозные планы и верить в возможность изменить мир к лучшему. В этом состоянии человек обладает «силой развития»: он открыт новому, жадно впитывает знания и не боится ошибок, потому что убежден, что любой промах можно исправить силой интеллекта. Безусловно, в этой наивной, но чистой и деятельной вере есть своя правота и своя красота. Именно она лежит в основе великих открытий, подвигов и произведений искусства.
Однако с годами приходит опыт, который часто оказывается горьким. Жизнь показывает, что мир не подчиняется строгим законам логики, что в нем есть место случайности, иррациональным порывам, страстям и трагедиям, которые невозможно объяснить или предотвратить одним лишь разумом. Столкнувшись с этим, человек начинает сомневаться в «силе и значении человеческого ума». Эта зрелая рефлексия, рожденная из разочарований, может показаться шагом назад, «потерей силы развития». Но так ли это? Возможно, это сомнение — не признак слабости, а рождение мудрости. Оно учит смирению, терпимости, умению видеть сложность и многогранность явлений, которые юношеский максимализм упрощает.
Так кто же «лучше и правее»? Толстой оставляет вопрос открытым, потому что однозначного ответа не существует. Юношеская вера в разум дает энергию для движения вперед, но может привести к самонадеянности и жестоким ошибкам. Зрелое сомнение оберегает от них, но рискует обернуться бездействием и цинизмом. Вероятно, истина не в выборе одной из крайностей, а в их гармоничном синтезе. Идеальный путь — сохранить юношескую жажду познания и веру в лучшее, но при этом обогатить их мудрым пониманием пределов человеческих возможностей, которое приходит с опытом. Вопрос Толстого — это вечное напоминание о том, что развитие человека — это сложный путь от уверенности через сомнение к новой, более глубокой и осмысленной вере.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 31.12 расположенного на странице 224 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №31.12 (с. 224), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.