Номер 61, страница 132, часть 2 - гдз по математике 6 класс учебник Виленкин, Жохов

Математика, 6 класс Учебник, авторы: Виленкин Наум Яковлевич, Жохов Владимир Иванович, Чесноков Александр Семёнович, Александрова Лилия Александровна, Шварцбурд Семён Исаакович, издательство Просвещение, Москва, 2023, белого цвета, часть 2

Авторы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Александрова Л. А., Шварцбурд С. И.

Тип: Учебник

Издательство: Просвещение

Год издания: 2023 - 2025

Уровень обучения: базовый

Часть: 2

Цвет обложки: белый, синий, зелёный с пазлами

ISBN: 978-5-09-102533-0 (ч. 1), ISBN 978-5-09-110648-0 (ч. 2)

Допущено Министерством просвещения Российской Федерации

Популярные ГДЗ в 6 классе

Часть 2. Вопросы и задачи на повторение. Задания - номер 61, страница 132.

№61 (с. 132)
Условие. №61 (с. 132)

П.61. Постройте перпендикулярные прямые, отрезки, лучи.

Решение 1. №61 (с. 132)

П.61

прямые

отрезки

лучи

Решение 2. №61 (с. 132)

Перпендикулярными называют две прямые, которые пересекаются под прямым углом ($90°$). Понятие перпендикулярности также применяется к отрезкам и лучам: они считаются перпендикулярными, если лежат на перпендикулярных прямых. Для обозначения перпендикулярности используется символ $\perp$.

Построение перпендикулярных геометрических фигур можно выполнить классическим способом с помощью циркуля и линейки (без делений) или с помощью современных чертежных инструментов, таких как угольник или транспортир.

Перпендикулярные прямые

Рассмотрим основные способы построения перпендикулярных прямых.

Построение с помощью циркуля и линейки

Существует два основных случая:

  1. Построение прямой, перпендикулярной данной прямой $a$ и проходящей через точку $M$, лежащую на этой прямой.
    • Установите ножку циркуля в точку $M$ и проведите окружность (или дугу) произвольного радиуса $r$, которая пересечет прямую $a$ в двух точках, назовем их $A$ и $B$.
    • Из точек $A$ и $B$ проведите две дуги с одинаковым радиусом $R$, который должен быть больше, чем $r$ ($R > AM$).
    • Точку пересечения этих дуг назовем $N$.
    • Проведите прямую через точки $M$ и $N$. Прямая $MN$ будет перпендикулярна прямой $a$ ($MN \perp a$).
  2. Построение прямой, перпендикулярной данной прямой $a$ и проходящей через точку $P$, не лежащую на этой прямой.
    • Установите ножку циркуля в точку $P$ и проведите дугу так, чтобы она пересекла прямую $a$ в двух токах, назовем их $C$ и $D$.
    • Из точек $C$ и $D$ проведите две дуги одинакового радиуса (большего, чем половина длины отрезка $CD$) так, чтобы они пересеклись в точке $Q$.
    • Проведите прямую через точки $P$ и $Q$. Прямая $PQ$ будет перпендикулярна прямой $a$ ($PQ \perp a$).

Построение с помощью чертежных инструментов

  • С помощью угольника: Приложите один из катетов угольника к данной прямой. Вдоль другого катета проведите новую прямую. Она будет перпендикулярна исходной.
  • С помощью транспортира: На прямой отметьте точку. Приложите транспортир так, чтобы его центр совпал с этой точкой, а основание — с прямой. У отметки $90°$ на шкале поставьте вторую точку. Соедините эти две точки прямой линией.

Ответ: Перпендикулярные прямые строятся путем проведения линии под углом $90°$ к исходной прямой. Это можно сделать с помощью циркуля и линейки, построив серединный перпендикуляр, или с помощью угольника или транспортира.

Перпендикулярные отрезки

Два отрезка называются перпендикулярными, если прямые, на которых они лежат, перпендикулярны.

Алгоритм построения:

  1. Постройте две перпендикулярные прямые $a$ и $b$, используя один из методов, описанных выше. Пусть они пересекаются в точке $O$.
  2. На прямой $a$ отметьте две точки, например, $A$ и $B$. Они образуют отрезок $AB$.
  3. На прямой $b$ отметьте две точки, например, $C$ и $D$. Они образуют отрезок $CD$.
  4. Так как $a \perp b$, то отрезки $AB$ и $CD$ также перпендикулярны ($AB \perp CD$).

Важно помнить, что перпендикулярные отрезки не обязательно должны пересекаться. Достаточно, чтобы содержащие их прямые были перпендикулярны.

Ответ: Для построения перпендикулярных отрезков необходимо сначала построить перпендикулярные прямые, а затем на этих прямых выбрать концы отрезков.

Перпендикулярные лучи

Два луча называются перпендикулярными, если они лежат на перпендикулярных прямых. Чаще всего рассматривают перпендикулярные лучи, выходящие из одной точки.

Алгоритм построения:

  1. Постройте две перпендикулярные прямые $a$ и $b$, которые пересекаются в точке $O$.
  2. Точка $O$ будет общим началом для искомых лучей.
  3. На прямой $a$ выберите любую точку $A$ (отличную от $O$). Вы получите луч $OA$.
  4. На прямой $b$ выберите любую точку $B$ (отличную от $O$). Вы получите луч $OB$.
  5. Лучи $OA$ и $OB$ перпендикулярны, так как они образуют прямой угол $\angle AOB = 90°$.

Как и отрезки, перпендикулярные лучи не обязаны иметь общее начало. Они перпендикулярны, если содержащие их прямые взаимно перпендикулярны.

Ответ: Для построения перпендикулярных лучей с общим началом следует построить две перпендикулярные прямые и из точки их пересечения провести лучи вдоль этих прямых.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по математике за 6 класс, для упражнения номер 61 расположенного на странице 132 для 2-й части к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по математике к упражнению №61 (с. 132), авторов: Виленкин (Наум Яковлевич), Жохов (Владимир Иванович), Чесноков (Александр Семёнович), Александрова (Лилия Александровна), Шварцбурд (Семён Исаакович), 2-й части ФГОС (новый, красный) базовый уровень обучения учебного пособия издательства Просвещение.