Номер 3.83, страница 167 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Параграф 11. Системы нелинейных уравнений - номер 3.83, страница 167.
№3.83 (с. 167)
Условие. №3.83 (с. 167)
скриншот условия
3.83. Выполните анализ условия и решите систему уравнений:
a) $ \begin{cases} xy - x^2 = 1, \\ y + 4x = 6; \end{cases} $
б) $ \begin{cases} y - x = 5, \\ x^2 - 2xy - y^2 = 17; \end{cases} $
в) $ \begin{cases} x + y = -2, \\ x^2 + y^2 - xy = 16; \end{cases} $
г) $ \begin{cases} (x - 1)(y - 1) = 2, \\ x + y = 5; \end{cases} $
д) $ \begin{cases} x^2 + y^2 + 6x + 2y = 0, \\ x + y = -8; \end{cases} $
е) $ \begin{cases} 2x^2 + x = 2xy - 9, \\ 2y - 3x = 1. \end{cases} $
Решение. №3.83 (с. 167)
Решение 2. №3.83 (с. 167)
а) Дана система уравнений:
$$ \begin{cases} xy - x^2 = 1, \\ y + 4x = 6; \end{cases} $$
1. Выразим переменную $y$ из второго (линейного) уравнения:
$$ y = 6 - 4x $$
2. Подставим полученное выражение для $y$ в первое уравнение системы:
$$ x(6 - 4x) - x^2 = 1 $$
3. Раскроем скобки и решим полученное квадратное уравнение относительно $x$:
$$ 6x - 4x^2 - x^2 = 1 $$
$$ -5x^2 + 6x - 1 = 0 $$
Умножим обе части на -1 для удобства:
$$ 5x^2 - 6x + 1 = 0 $$
Найдем дискриминант $D = b^2 - 4ac$:
$$ D = (-6)^2 - 4 \cdot 5 \cdot 1 = 36 - 20 = 16 $$
Найдем корни уравнения:
$$ x_1 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{6 + \sqrt{16}}{2 \cdot 5} = \frac{6 + 4}{10} = \frac{10}{10} = 1 $$
$$ x_2 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{6 - \sqrt{16}}{2 \cdot 5} = \frac{6 - 4}{10} = \frac{2}{10} = \frac{1}{5} $$
4. Теперь найдем соответствующие значения $y$, подставляя найденные $x$ в выражение $y = 6 - 4x$:
При $x_1 = 1$:
$$ y_1 = 6 - 4(1) = 2 $$
При $x_2 = \frac{1}{5}$:
$$ y_2 = 6 - 4\left(\frac{1}{5}\right) = 6 - \frac{4}{5} = \frac{30}{5} - \frac{4}{5} = \frac{26}{5} = 5 \frac{1}{5} $$
Ответ: $(1; 2)$, $(\frac{1}{5}; 5 \frac{1}{5})$.
б) Дана система уравнений:
$$ \begin{cases} y - x = 5, \\ x^2 - 2xy - y^2 = 17; \end{cases} $$
1. Выразим $y$ из первого уравнения:
$$ y = x + 5 $$
2. Подставим это выражение во второе уравнение:
$$ x^2 - 2x(x+5) - (x+5)^2 = 17 $$
3. Раскроем скобки и решим уравнение:
$$ x^2 - (2x^2 + 10x) - (x^2 + 10x + 25) = 17 $$
$$ x^2 - 2x^2 - 10x - x^2 - 10x - 25 = 17 $$
$$ -2x^2 - 20x - 25 - 17 = 0 $$
$$ -2x^2 - 20x - 42 = 0 $$
Разделим обе части на -2:
$$ x^2 + 10x + 21 = 0 $$
По теореме Виета, корни уравнения: $x_1 = -3$ и $x_2 = -7$.
4. Найдем соответствующие значения $y$:
При $x_1 = -3$:
$$ y_1 = -3 + 5 = 2 $$
При $x_2 = -7$:
$$ y_2 = -7 + 5 = -2 $$
Ответ: $(-3; 2)$, $(-7; -2)$.
в) Дана система уравнений:
$$ \begin{cases} x + y = -2, \\ x^2 + y^2 - xy = 16; \end{cases} $$
1. Преобразуем второе уравнение, используя тождество $x^2 + y^2 = (x+y)^2 - 2xy$:
$$ ((x+y)^2 - 2xy) - xy = 16 $$
$$ (x+y)^2 - 3xy = 16 $$
2. Подставим значение $x+y=-2$ из первого уравнения в преобразованное второе:
$$ (-2)^2 - 3xy = 16 $$
$$ 4 - 3xy = 16 $$
$$ -3xy = 12 $$
$$ xy = -4 $$
3. Теперь имеем более простую систему:
$$ \begin{cases} x+y = -2, \\ xy = -4; \end{cases} $$
Согласно обратной теореме Виета, $x$ и $y$ являются корнями квадратного уравнения $t^2 - (x+y)t + xy = 0$.
$$ t^2 - (-2)t + (-4) = 0 $$
$$ t^2 + 2t - 4 = 0 $$
4. Решим это уравнение через дискриминант:
$$ D = 2^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-4) = 4 + 16 = 20 $$
$$ t_{1,2} = \frac{-2 \pm \sqrt{20}}{2} = \frac{-2 \pm 2\sqrt{5}}{2} = -1 \pm \sqrt{5} $$
Пары решений $(x, y)$ — это комбинации этих корней.
Ответ: $(-1 + \sqrt{5}; -1 - \sqrt{5})$, $(-1 - \sqrt{5}; -1 + \sqrt{5})$.
г) Дана система уравнений:
$$ \begin{cases} (x-1)(y-1) = 2, \\ x + y = 5; \end{cases} $$
1. Раскроем скобки в первом уравнении:
$$ xy - x - y + 1 = 2 $$
$$ xy - (x+y) + 1 = 2 $$
2. Подставим значение $x+y=5$ из второго уравнения:
$$ xy - 5 + 1 = 2 $$
$$ xy - 4 = 2 $$
$$ xy = 6 $$
3. Решаем систему:
$$ \begin{cases} x+y = 5, \\ xy = 6; \end{cases} $$
По обратной теореме Виета, $x$ и $y$ — корни уравнения $t^2 - 5t + 6 = 0$.
4. Корни этого уравнения легко находятся подбором: $t_1=2, t_2=3$.
Ответ: $(2; 3)$, $(3; 2)$.
д) Дана система уравнений:
$$ \begin{cases} x^2 + y^2 + 6x + 2y = 0, \\ x + y = -8; \end{cases} $$
1. Выразим $y$ из второго уравнения:
$$ y = -8 - x $$
2. Подставим это выражение в первое уравнение:
$$ x^2 + (-8 - x)^2 + 6x + 2(-8 - x) = 0 $$
3. Раскроем скобки и решим уравнение:
$$ x^2 + (64 + 16x + x^2) + 6x - 16 - 2x = 0 $$
$$ 2x^2 + 20x + 48 = 0 $$
Разделим обе части на 2:
$$ x^2 + 10x + 24 = 0 $$
По теореме Виета, корни уравнения: $x_1 = -4$ и $x_2 = -6$.
4. Найдем соответствующие значения $y$:
При $x_1 = -4$:
$$ y_1 = -8 - (-4) = -8 + 4 = -4 $$
При $x_2 = -6$:
$$ y_2 = -8 - (-6) = -8 + 6 = -2 $$
Ответ: $(-4; -4)$, $(-6; -2)$.
е) Дана система уравнений:
$$ \begin{cases} 2x^2 + x = 2xy - 9, \\ 2y - 3x = 1; \end{cases} $$
1. Из второго уравнения выразим $2y$:
$$ 2y = 3x + 1 $$
2. Преобразуем первое уравнение, чтобы было удобно сделать подстановку:
$$ 2x^2 + x = x(2y) - 9 $$
3. Подставим выражение для $2y$ в преобразованное первое уравнение:
$$ 2x^2 + x = x(3x + 1) - 9 $$
4. Раскроем скобки и решим уравнение:
$$ 2x^2 + x = 3x^2 + x - 9 $$
$$ 2x^2 = 3x^2 - 9 $$
$$ x^2 = 9 $$
Отсюда $x_1 = 3$ и $x_2 = -3$.
5. Найдем соответствующие значения $y$ из выражения $2y = 3x + 1$:
При $x_1 = 3$:
$$ 2y_1 = 3(3) + 1 = 10 \implies y_1 = 5 $$
При $x_2 = -3$:
$$ 2y_2 = 3(-3) + 1 = -9 + 1 = -8 \implies y_2 = -4 $$
Ответ: $(3; 5)$, $(-3; -4)$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 3.83 расположенного на странице 167 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.83 (с. 167), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.