Номер 3.86, страница 167 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Параграф 11. Системы нелинейных уравнений - номер 3.86, страница 167.
№3.86 (с. 167)
Условие. №3.86 (с. 167)
скриншот условия
3.86. С помощью графического метода определите, сколько решений имеет система уравнений:
a) $ \begin{cases} xy = -4, \\ y = x^2 - 2x + 1; \end{cases} $
б) $ \begin{cases} y = x^3, \\ y - (x+2)^2 = -7; \end{cases} $
в) $ \begin{cases} y = \sqrt{x}, \\ xy = 6; \end{cases} $
г) $ \begin{cases} y - |x - 1| = 0, \\ 2x + y - 5 = 0. \end{cases} $
Решение. №3.86 (с. 167)
Решение 2. №3.86 (с. 167)
a) Для решения системы уравнений $ \begin{cases} xy = -4, \\ y = x^2 - 2x + 1; \end{cases} $ построим графики каждой функции.
Первое уравнение, $xy = -4$, можно переписать как $y = -4/x$. Это гипербола, ветви которой расположены во II и IV координатных четвертях. Асимптотами являются оси координат.
Второе уравнение, $y = x^2 - 2x + 1$, можно представить в виде $y = (x-1)^2$, используя формулу квадрата разности. Это парабола, полученная сдвигом графика $y = x^2$ на 1 единицу вправо вдоль оси Ox. Вершина параболы находится в точке $(1, 0)$, а ветви направлены вверх.
Графики можно построить по точкам:
- Для гиперболы $y = -4/x$: $(-4, 1), (-2, 2), (-1, 4), (1, -4), (2, -2), (4, -1)$.
- Для параболы $y = (x-1)^2$: $(-1, 4), (0, 1), (1, 0), (2, 1), (3, 4)$.
Парабола $y = (x-1)^2$ расположена выше оси Ox (или на ней), то есть $y \ge 0$. Гипербола $y = -4/x$ имеет положительные значения $y$ только при $x < 0$ (II четверть). Следовательно, точки пересечения могут существовать только во II четверти. Сравнивая таблицы точек, мы видим общую точку $(-1, 4)$. Аналитически можно убедиться, что решение единственное. Приравняв выражения для $y$, получим уравнение $x(x-1)^2 = -4$, или $x^3 - 2x^2 + x + 4 = 0$. У этого уравнения есть один действительный корень $x=-1$. Таким образом, графики пересекаются в одной точке.
Ответ: 1
б) Рассмотрим систему уравнений $ \begin{cases} y = x^3, \\ y - (x+2)^2 = -7; \end{cases} $
Первое уравнение $y = x^3$ задает кубическую параболу, проходящую через начало координат.
Второе уравнение $y - (x+2)^2 = -7$ можно переписать как $y = (x+2)^2 - 7$. Это парабола, полученная сдвигом графика $y = x^2$ на 2 единицы влево и на 7 единиц вниз. Вершина параболы находится в точке $(-2, -7)$.
Чтобы определить количество решений, проанализируем поведение графиков.
- При $x \to +\infty$ кубическая парабола ($x^3$) растет быстрее параболы ($x^2$), значит, при достаточно больших $x$ график $y=x^3$ будет выше.
- При $x \to -\infty$ кубическая парабола уходит в $-\infty$, а парабола уходит в $+\infty$, значит, графики обязательно пересекутся при некотором отрицательном $x$.
- В точке $x=-2$ (вершина параболы) имеем: $y = (-2)^3 = -8$ для кубической параболы и $y = -7$ для параболы. Парабола выше.
- В точке $x=2$ имеем: $y = 2^3 = 8$ для кубической параболы и $y = (2+2)^2 - 7 = 9$ для параболы. Парабола все еще выше.
- В точке $x=3$ имеем: $y = 3^3 = 27$ и $y = (3+2)^2 - 7 = 18$. Кубическая парабола стала выше.
Из анализа следует, что графики пересекаются трижды: один раз при $x<-2$, второй раз между -2 и 2, и третий раз при $x>2$.
Ответ: 3
в) Рассмотрим систему уравнений $ \begin{cases} y = \sqrt{x}, \\ xy = 6; \end{cases} $
Первое уравнение $y = \sqrt{x}$ задает график функции квадратного корня. Он определен для $x \ge 0$ и $y \ge 0$ и является возрастающей функцией.
Второе уравнение $xy = 6$ можно переписать как $y = 6/x$. Это гипербола. Поскольку для первой функции $x$ и $y$ неотрицательны, нас интересует только ветвь гиперболы в I координатной четверти. В этой четверти функция $y=6/x$ является убывающей.
Возрастающая функция ($y = \sqrt{x}$) и убывающая функция ($y = 6/x$) могут пересечься не более одного раза на их общей области определения ($x > 0$). При $x=1$, $\sqrt{x}=1$, а $6/x=6$. При $x=4$, $\sqrt{x}=2$, а $6/x=1.5$. Поскольку в точке $x=1$ гипербола выше, а в точке $x=4$ ниже графика корня, и обе функции непрерывны, они должны пересечься в одной точке между $x=1$ и $x=4$.
Ответ: 1
г) Рассмотрим систему уравнений $ \begin{cases} y - |x-1| = 0, \\ 2x + y - 5 = 0. \end{cases} $
Первое уравнение $y - |x-1| = 0$ переписывается как $y = |x-1|$. График этой функции — "галочка" (V-образная линия), полученная сдвигом графика $y=|x|$ на 1 единицу вправо. Вершина находится в точке $(1, 0)$.
Второе уравнение $2x + y - 5 = 0$ переписывается как $y = -2x + 5$. Это прямая с угловым коэффициентом $-2$ и пересечением с осью Oy в точке $(0, 5)$.
Для нахождения точек пересечения решим систему, раскрыв модуль для двух случаев.
Случай 1: $x \ge 1$. Тогда $|x-1| = x-1$.
$ \begin{cases} y = x-1, \\ y = -2x+5; \end{cases} $
Приравниваем правые части: $x-1 = -2x+5 \implies 3x=6 \implies x=2$.
Условие $x \ge 1$ выполняется, так как $2 \ge 1$. Это решение подходит.
Случай 2: $x < 1$. Тогда $|x-1| = -(x-1) = 1-x$.
$ \begin{cases} y = 1-x, \\ y = -2x+5; \end{cases} $
Приравниваем правые части: $1-x = -2x+5 \implies x=4$.
Условие $x < 1$ не выполняется, так как $4$ не меньше $1$. Это решение не подходит.
Таким образом, существует только одна точка пересечения графиков.
Ответ: 1
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 3.86 расположенного на странице 167 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.86 (с. 167), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.