Номер 261, страница 294 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Итоговое повторение. Уравнения, неравенства, системы - номер 261, страница 294.
№261 (с. 294)
Условие. №261 (с. 294)
скриншот условия
261. Решите уравнение, используя метод замены переменной:
а) $(x^2 - 5)^4 - (x^2 - 5)^2 = 12;$
б) $(x^2 + 5x)(x^2 + 5x - 8) - 20 = 0.$
Решение. №261 (с. 294)
Решение 2. №261 (с. 294)
Данное уравнение является биквадратным относительно выражения $(x^2 - 5)$. Для его решения введем замену переменной.
Пусть $t = (x^2 - 5)^2$. Так как $t$ является квадратом выражения, то $t \ge 0$.
Подставим новую переменную в исходное уравнение:
$t^2 - t = 12$
Перенесем все члены в левую часть, чтобы получить стандартное квадратное уравнение:
$t^2 - t - 12 = 0$
Решим это уравнение относительно $t$. Можно использовать теорему Виета или формулу для корней квадратного уравнения.
По теореме Виета, сумма корней $t_1 + t_2 = 1$, а их произведение $t_1 \cdot t_2 = -12$. Подбором находим корни: $t_1 = 4$ и $t_2 = -3$.
Теперь проверим корни на соответствие условию $t \ge 0$.
- $t_1 = 4$ удовлетворяет условию ($4 \ge 0$).
- $t_2 = -3$ не удовлетворяет условию ($-3 < 0$), поэтому этот корень является посторонним.
Остался один корень $t = 4$. Выполним обратную замену:
$(x^2 - 5)^2 = 4$
Извлечем квадратный корень из обеих частей уравнения. Это приводит к двум возможным случаям:
1) $x^2 - 5 = 2$
$x^2 = 7$
$x = \pm\sqrt{7}$
2) $x^2 - 5 = -2$
$x^2 = 3$
$x = \pm\sqrt{3}$
Таким образом, исходное уравнение имеет четыре корня.
Ответ: $x_1 = \sqrt{3}, x_2 = -\sqrt{3}, x_3 = \sqrt{7}, x_4 = -\sqrt{7}$.
б) $(x^2 + 5x)(x^2 + 5x - 8) - 20 = 0$
В этом уравнении можно заметить повторяющееся выражение $(x^2 + 5x)$. Используем метод замены переменной.
Пусть $y = x^2 + 5x$.
Подставим новую переменную в уравнение:
$y(y - 8) - 20 = 0$
Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые, чтобы получить квадратное уравнение:
$y^2 - 8y - 20 = 0$
Решим это уравнение относительно $y$. Воспользуемся формулой для корней квадратного уравнения:
$D = b^2 - 4ac = (-8)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-20) = 64 + 80 = 144 = 12^2$
$y = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a} = \frac{8 \pm 12}{2}$
Находим два корня для $y$:
$y_1 = \frac{8 + 12}{2} = \frac{20}{2} = 10$
$y_2 = \frac{8 - 12}{2} = \frac{-4}{2} = -2$
Теперь выполним обратную замену для каждого найденного значения $y$.
Случай 1: $y = 10$
$x^2 + 5x = 10$
$x^2 + 5x - 10 = 0$
Найдем корни этого квадратного уравнения. Вычислим дискриминант:
$D_1 = 5^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-10) = 25 + 40 = 65$
Корни: $x = \frac{-5 \pm \sqrt{65}}{2}$
Случай 2: $y = -2$
$x^2 + 5x = -2$
$x^2 + 5x + 2 = 0$
Найдем корни этого квадратного уравнения. Вычислим дискриминант:
$D_2 = 5^2 - 4 \cdot 1 \cdot 2 = 25 - 8 = 17$
Корни: $x = \frac{-5 \pm \sqrt{17}}{2}$
В результате мы получили четыре различных корня для исходного уравнения.
Ответ: $x_1 = \frac{-5 + \sqrt{65}}{2}, x_2 = \frac{-5 - \sqrt{65}}{2}, x_3 = \frac{-5 + \sqrt{17}}{2}, x_4 = \frac{-5 - \sqrt{17}}{2}$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 261 расположенного на странице 294 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №261 (с. 294), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.