Номер 12, страница 116 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 4. Системы уравнений и неравенств. Параграф 11. Методы решения систем уравнений - номер 12, страница 116.
№12 (с. 116)
Условие. №12 (с. 116)
скриншот условия
11.12. Найдите количество решений системы уравнений
$\begin{cases}x^2 - 5y^2 - 3x - y + 22 = 0, \\(x-3)(y-2) = y^2 - 3y + 2.\end{cases}$
Решение. №12 (с. 116)
Решение 2. №12 (с. 116)
Исходная система уравнений:
$$\begin{cases}x^2 - 5y^2 - 3x - y + 22 = 0, \\(x-3)(y-2) = y^2 - 3y + 2.\end{cases}$$
Преобразуем второе уравнение системы. Разложим на множители его правую часть, которая является квадратным трехчленом относительно $y$:
$y^2 - 3y + 2 = (y-1)(y-2)$
Теперь второе уравнение системы имеет вид:
$(x-3)(y-2) = (y-1)(y-2)$
Перенесем все члены в левую часть:
$(x-3)(y-2) - (y-1)(y-2) = 0$
Вынесем общий множитель $(y-2)$ за скобки:
$(y-2) \cdot [(x-3) - (y-1)] = 0$
$(y-2)(x-3-y+1) = 0$
$(y-2)(x-y-2) = 0$
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Это означает, что исходная система равносильна совокупности двух систем уравнений.
1. Первый случай
Рассмотрим случай, когда первый множитель равен нулю: $y - 2 = 0 \implies y = 2$.
Подставим это значение в первое уравнение исходной системы:
$x^2 - 5(2)^2 - 3x - 2 + 22 = 0$
$x^2 - 5 \cdot 4 - 3x + 20 = 0$
$x^2 - 20 - 3x + 20 = 0$
$x^2 - 3x = 0$
$x(x-3) = 0$
Отсюда находим два значения для $x$: $x_1 = 0$ и $x_2 = 3$.
Таким образом, мы получили два решения системы: $(0, 2)$ и $(3, 2)$.
2. Второй случай
Рассмотрим случай, когда второй множитель равен нулю: $x - y - 2 = 0 \implies x = y + 2$.
Подставим это выражение для $x$ в первое уравнение исходной системы:
$(y+2)^2 - 5y^2 - 3(y+2) - y + 22 = 0$
Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:
$(y^2 + 4y + 4) - 5y^2 - 3y - 6 - y + 22 = 0$
$(y^2 - 5y^2) + (4y - 3y - y) + (4 - 6 + 22) = 0$
$-4y^2 + 0 \cdot y + 20 = 0$
$4y^2 = 20$
$y^2 = 5$
Отсюда находим два значения для $y$: $y_3 = \sqrt{5}$ и $y_4 = -\sqrt{5}$.
Теперь найдем соответствующие значения $x$ по формуле $x = y + 2$:
- При $y = \sqrt{5}$, $x = 2 + \sqrt{5}$.
- При $y = -\sqrt{5}$, $x = 2 - \sqrt{5}$.
Таким образом, мы получили еще два решения системы: $(2 + \sqrt{5}, \sqrt{5})$ и $(2 - \sqrt{5}, -\sqrt{5})$.
Всего мы нашли четыре различных решения. Следовательно, система имеет 4 решения.
Ответ: 4
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 12 расположенного на странице 116 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №12 (с. 116), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.