Номер 17, страница 117 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 4. Системы уравнений и неравенств. Параграф 11. Методы решения систем уравнений - номер 17, страница 117.
№17 (с. 117)
Условие. №17 (с. 117)
скриншот условия
11.17. Найдите наименьшее значение выражения $x_0 - y_0$, где $(x_0; y_0)$ — решение системы уравнений $\begin{cases} x^2 + y^2 = 17, \\ x + xy + y = 9. \end{cases}$
Решение. №17 (с. 117)
Решение 2. №17 (с. 117)
Дана система уравнений:
$$\begin{cases}x^2 + y^2 = 17 \\x + xy + y = 9\end{cases}$$
Для решения данной симметрической системы уравнений введем замену переменных. Пусть $S = x + y$ и $P = xy$.
Преобразуем каждое уравнение системы, выразив его через $S$ и $P$.
Первое уравнение: $x^2 + y^2 = (x+y)^2 - 2xy$. Подставив наши переменные, получаем:
$S^2 - 2P = 17$
Второе уравнение: $(x+y) + xy = 9$. Подставив наши переменные, получаем:
$S + P = 9$
Теперь у нас есть новая система уравнений относительно $S$ и $P$:
$$\begin{cases}S^2 - 2P = 17 \\S + P = 9\end{cases}$$
Из второго уравнения выразим $P$ через $S$:
$P = 9 - S$
Подставим это выражение для $P$ в первое уравнение системы:
$S^2 - 2(9 - S) = 17$
$S^2 - 18 + 2S = 17$
$S^2 + 2S - 35 = 0$
Мы получили квадратное уравнение относительно $S$. Решим его. Можно использовать теорему Виета или найти корни через дискриминант. Корни этого уравнения: $S_1 = 5$ и $S_2 = -7$, так как $5 \cdot (-7) = -35$ и $5 + (-7) = -2$.
Теперь рассмотрим два возможных случая.
Случай 1: $S = 5$
Находим соответствующее значение $P$:
$P = 9 - S = 9 - 5 = 4$
Теперь возвращаемся к исходным переменным. Мы имеем систему:
$x+y = 5$
$xy = 4$
По обратной теореме Виета, $x$ и $y$ являются корнями квадратного уравнения $t^2 - St + P = 0$, то есть:
$t^2 - 5t + 4 = 0$
Корни этого уравнения: $t_1 = 1$, $t_2 = 4$.
Следовательно, решениями $(x_0; y_0)$ в этом случае являются пары $(1; 4)$ и $(4; 1)$.
Случай 2: $S = -7$
Находим соответствующее значение $P$:
$P = 9 - S = 9 - (-7) = 16$
Возвращаемся к исходным переменным:
$x+y = -7$
$xy = 16$
$x$ и $y$ являются корнями квадратного уравнения $t^2 - St + P = 0$:
$t^2 - (-7)t + 16 = 0$
$t^2 + 7t + 16 = 0$
Найдем дискриминант этого уравнения: $D = b^2 - 4ac = 7^2 - 4 \cdot 1 \cdot 16 = 49 - 64 = -15$.
Так как дискриминант $D < 0$, данное уравнение не имеет действительных корней. Значит, в этом случае система не имеет действительных решений.
Таким образом, мы нашли все действительные решения $(x_0; y_0)$ исходной системы: $(1; 4)$ и $(4; 1)$.
Теперь необходимо найти наименьшее значение выражения $x_0 - y_0$.
1. Для решения $(1; 4)$: $x_0 - y_0 = 1 - 4 = -3$.
2. Для решения $(4; 1)$: $x_0 - y_0 = 4 - 1 = 3$.
Сравнивая полученные значения, $-3$ и $3$, видим, что наименьшим является $-3$.
Ответ: -3
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 17 расположенного на странице 117 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №17 (с. 117), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.